Рефераты. Управление в области безопасности

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является лицензирующим органом, к его ведению отнесено лицензирование деятельности по предупреждению и тушению пожаров, а также лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. МЧС России совместно с Госгортехнадзором России лицензирует деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

В структуру центрального аппарата МЧС России входит совещательный орган – коллегия МЧС России, в состав которой входят министр (председатель коллегии) и его заместители – члены коллегии по должности, а также иные руководящие работники МЧС России. Разрешение коллизий, возникающих в работе коллегии МЧС России, осуществляется Президентом РФ.












Заключение

 

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации наряду с обороной относится и безопасность.

«Безопасность как область государственного управления определены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». В соответствии с этим Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности». [16]

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Российской Федерации в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности» Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

«Основной задачей Совета Безопасности Российской Федерации является разработка проектов указов и иных правовых актов, например указов о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Совет Безопасности Российской Федерации наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств. В состав Совета по должности входит только глава государства, обладающий конституционным статусом председателя Совета Безопасности Российской Федерации. Президент России назначает и освобождает от должности постоянных членов и членов Совет Безопасности Российской Федерации, причем последние не вправе участвовать в его заседаниях. К ведению членов Совет Безопасности Российской Федерации отнесено предварительное рассмотрение проектов указов Президента России, выносимых на заседание Совета Безопасности Российской Федерации, проводимые секретарем Совета. Только постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации простым большинством голосов принимают решения по вопросам, отнесенных к ведению этого органа. Решение Совета вступает в силу после его утверждения председателем.

Таким образом, Совет Безопасности Российской Федерации является органом политико-правового руководства. В его компетенцию входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление». [12]

Функции в сфере безопасности также осуществляет Правительство Российской Федерации. К ним относятся обеспечение руководства в пределах определенной законом компетенции государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, а также организация и контроль разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ).

Основные полномочия ФСБ подразделяются на следующие группы:

- контрразведывательная деятельность;

- руководство пограничными органами и пограничными войсками;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;

- разрешительные полномочия.

«Организационная структура управления в сфере специальной связи и информации в настоящее время находится на стадии становления. В соответствии с указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ было упразднено, а его полномочия были перераспределены между ФСБ, СВР и ФСО». [12]

«Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

Основными ее задачами являются:

- обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

- доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

- доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств – участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

- доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации». [13]

В компетенцию Федеральной службы охраны РФ (ФСО) входит обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а именно: Президент РФ, председатели палат Федерального собрания РФ, Генеральный прокурор РФ, председатели высших органов судебной власти, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории России. По решению главы государства государственная охрана может быть предоставлена и иным государственным служащим. Всем упомянутым должностным лицам, за исключением Президента РФ (подлежит государственной охране пожизненно) - охрана в течение срока полномочий.

В состав ФСО входит подчиненная главе государства служба безопасности Президента России. Таким образом, Президент России является единственным должностным лицом, личная безопасность которого обеспечивается всей системой органов государственной охраны.

Обеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведки. Полномочия в этой сфере осуществляются органами силовых министерств и ведомств. Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР) осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологических сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств России за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политических сферах. Полномочия в сфере внешней разведывательной деятельности входят также в компетенцию ФСБ. Назначает на должность и освобождает от нее руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об этих органах Президент Российской Федерации.




К органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К ведению МЧС России отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности. Указанные полномочия находятся в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, что обуславливает наличие территориальных и иных органов, подчиненных МЧС России. В систему МЧС России входят региональные центры, государственная противопожарная служба, иные органы управления, а также образовательные, научно-исследовательские и другие организации.

Таким образом, цель, сформулированная во введении полностью выполнена. В работе тщательно разобраны сущность и функции органов исполнительной власти РФ в области безопасности, их структура и сфера компетенции.

С точки зрения автора этой контрольной работы, пока в РФ не будет полностью разрешена проблема бюрократизации и коррупции, органы исполнительной власти в сфере безопасности не будут такими эффективными, какими они действительно должны быть в соответствии с нормативно-правовыми актами, законами, указами Президента и т.д. Вышеприведенные во введении факты деяний тому подтверждение.























Приложение

 

 












 




 


























Рис. 1. Структура аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

 

 







Департамент обеспечения деятельности (7-ой департамент)

 

Департамент организационно-кадровой работы (6-ой департамент)

 

Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования (5-ый департамент)

 

Департамент экономической безопасности (4-ый департамент)

 

Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом

(2-ой департамент)

 

Департамент контрразведки ( 1-й департамент)

 

Пограничная служба

 

Военно-мобилизационный отдел (10-ый отдел, на правах управления)

 

Договорно-правовое управление

 

Управление делами

 

Управление собственной безопасности (9-ое управление)

 

Следственное управление

 

Инспекторское управление

 
                                                                    



































Рис. 2. Структура центрального аппарата ФСБ.

 

 

Литература

 

1.     Конституция РФ. – М.: Ось-89, 2004. – 48 с.

2.     Закон РФ от 5 марта 1992 № 2446-1 «О безопасности».

3.     Закон РФ от 25.07.1998 № 130 –ФЗ «О борьбе с терроризмом».

4.     Закон РФ от 10.01. 1996 №5 – ФЗ «О внешней разведке».

5.     Закон РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О государственной границе».

6.     Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне».

7.     Закон РФ от 27.05.1996 №57 – ФЗ «О государственной охране».

8.     Закон РФ от 21.12. 1994 №68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера».

9.     Закон РФ от 08.08. 2001 №128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

10. Закон РФ от 03.03. 1995 №40 – ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности».

11. Закон РФ от 19.02.1993 «О федеральных органах правительственной связи и информации».

12.  Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004.- 932 с.

13. Административное право России: Конспект лекций/ Составитель А.Н. Головистикова. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 128 с.

14. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник/ для ВУЗов. – М.: Норма, 2004. – 768 с.

15. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник. – М.: Велби, Издательство Проспект, 2005. – 480 с.

16. Тихомиров. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие: - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 608 с.


















Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1.Безопасность Российской Федерации как область государственной деятельности и государственного управления                                                    4

2. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности

Российской Федерации                                                                                           6

Заключение                                                                                                             13

Приложение                                                                                                            17

Литература                                                                                                             19


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.