Рефераты. Управление финансами

В 1968 г. Альтман свел в формулу 5 наиболее значимых показателя . В 1977 г. англичане Тафлер и Фишлоу предложили 4-показательную модель.

Ограничения: Банкротство < 2.675 < Устойчивость.


ЧОК – чистый оборотный капитал, созданный за счет собственного капитала.

Чистые активы = Собственный Ак  - Привл. Ак.

Ограничения: если Zсчет больше 3, то это свидетельствует о малой возможности банкротства.

Если Zсчет < 1.81, то высокая вероятность банкротства.

Финансовая структура капитала

1.       Политика формирования финансовой структуры капитала

Финансовые ресурсы предприятия, направленные на формирование его активов, представляют собой инвестированный капитал и отражаются в итоге пассивной части баланса. В составе инвестированного капитала в зависимости от принадлежности выделяют собственный и заемный капитал.

Собственный капитал  - это финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта, принадлежащие ему на правах собственности и используемые для формирования определенной части актива.

В коммерческом выражении СК всегда равен сумме чистых активов предприятия.

Заемный капитал (ЗК) представляет собой финансовые средства, привлекаемые фирмой на определенный срок с обязательством возврата. ЗК приобретает форму обязательств предприятия, по которым обычно выплачиваются проценты (зависящие от ставки рефинансирования, продолжительности использования ресурсов и др. условий).

Инвестированный капитал → Собственный капитал + Заемный капитал.

Собственный капитал → Уставный капитал + Резервный фонд + Добавочный капитал + Целевые фонды + Прочие формы*.

Заемный капитал → Долгосрочные финансовые обязательства + Краткосрочные финансовые обязательства + Облигационные займы.

Долгосрочные финансовые обязательства →  Кредиты банков + Заемные средства + Просроченные кредиты и займы.

Краткосрочные финансовые обязательства → Кредиты банков + Заемные средства + Просроченные кредиты + Расчеты с кредиторами + Другие краткосрочные пассивы**.

* К ним относятся расчеты за имущество при сдаче его в аренду + расчеты с участниками по выплате доходов в виде % и дивидендов.

** Расчеты по товарам и услугам по выданным векселям, полученным авансам, по внебюджетным фондам, по оплате труда.

Эффективность деятельности фирмы зависит не только от объема и состава пассивов. Но и от финансовой структуры инвестированного капитала.

Финансовая структура капитала представляет собой соотношение капитала, используемого предприятием в своей хозяйственной деятельности. Показатели финансовой структуры капитала определяет многие аспекты деятельности фирмы и влияет на ее результаты. Он оказывает влияние на уровень рентабельности всех активов и собственного капитала, т.е. на уровень экономической и финансовой рентабельности, а также на уровень финансовой устойчивости и платежеспособности, на уровень финансовых рисков и эффективность и в целом на эффективность управления финансами. Поэтому процесс формирования финансовой структуры капитала должен быль подчинен определенной политике.

Политика формирования инвестированного капитала – это часть общей финансовой политики предприятия, которая заключается в обеспечении такого состава инвестируемого капитала, который оптимизирует соотношение приемлемого риска, финансовой устойчивости и высокой рентабельности собственных средств.

Политика формирования инвестируемого капитала предусматривает:

Формирование общих принципов финансирования внеоборотных и оборотных средств. Единых взглядов нет, однако, наиболее распространенный вариант финансирования заключается в том, что внеоборотные средства должны формироваться за счет собственного и долгосрочного заемного капитала, а оборотные средства – за счет краткосрочных заемных средств. Возможны и другие варианты: внеоборотные – собственный капитал, а оборотные – за счет долгосрочных и краткосрочных кредитов.

Выбор принципов зависит от отраслевых особенностей, от стадий жизненного цикла фирмы, от состояния финансового рынка, от финансового менталитета руководства (т.е. от приверженности к агрессивному, умеренному и консервативному финансированию). Выбор принципов финансирования предусматривает сравнение затрат по привлечению собственных и заемных средств, позволяет определить уровень затрат по привлечению собственного капитала путем дополнительной эмиссии и привлечения заемного капитала из альтернативных источников (банковские кредиты, выпуск облигаций и др.), обеспечение оптимальности финансовой структуры с точки зрения финансовой устойчивости и минимального риска банкротства, обеспечение оптимальной структуры предприятия с позиции минимизации его общей ст-ти, это позволяет осуществить эффективное финансирование его развития.


2.       Факторы, определяющие структуру капитала

На политику формирования структуры капитала влияют многие факторы:

1.Стабильность реализации продукции (чем стабильнее, тем безопаснее привлечение заемных средств).

2. Структура активов предприятия (чем больше ликвидных средств, тем больше возможностей по привлечению заемных средств).

3. Темпы развития предприятия (быстрорастущие предприятия на ранних стадиях своего жизненного цикла, производящие конкурентно способную продукцию, имеют большую возможность по привлечению заемного капитала).

4. Уровень рентабельности деятельности (при высокой рентабельности можно капитализировать часть прибыли и тем самым уменьшить потребность в заемном капитале).

5. Уровень налогообложения прибыли (при высоких ставках налога и возможности отнести расходы по обслуживанию займа на издержки производства выгодным становится привлечение заемного капитала).

6. Отношение займодателей к предприятию. Даже при высокой доле собственных средств займодатель может руководствоваться другими критериями, что снизит возможность привлечения заемного капитала.

7. Конъюнктура финансового рынка. Удорожание или удешевление расходов по заемному капиталу определяет возможности и эффективность его привлечения.


Формирование финансовой структуры капитала состоит из ряда этапов:

1.        Определение общей потребности в капитале.

2.        Оценка стоимости общего и заемного капитала.

3.        Оптимизация структуры инвестируемого капитала.

1. Определение общей потребности в капитале.

Цель этого этапа – определение необходимых финансовых ресурсов для формирования активов предприятия. Расчет этих ресурсов осуществляется при разработке бизнес-плана предприятия. При этом учитывают, что потребность складывается из 2-х групп расходов: предстартовые расходы и стартовый капитал. Первая группа связана с затратами по разработке бизнес-плана и проведению связанных с ним исследований. Вторая группа предполагается для формирования активов с целью начала хозяйственной деятельности. Дальнейшее наращивание капитала обуславливается необходимостью формирования дополнительных ресурсов.

Для  определения общей потребности используют два метода:

1) прямой метод расчета, который основан на определении необходимой суммы активов. Он позволяет определить размер капитала, нужного для начала работы предприятия. Потребность в активах может определяться по минимальному, оптимальному и максимальному уровням, что позволяет дифференцировать потребность в капитале нового предприятия. При этом методе необходимое число различных видов активов "x" на цену их приобретения с учетом доставки и установки (если есть).

2) косвенный метод расчета – основан на использовании показателя капиталоемкости, т.е. размера капитала на единицу продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей путем деления всего инвестированного капитала на объем произведенной продукции. К использованию этого метода прибегают на предварительных этапах разработки бизнес-плана, т.к. он дает приблизительную оценку и колеблется в разрезе предприятий по следующим причинам:

а) размеры предприятия,

б) стадия жизненного цикла,

в) прогрессивность технологии,

г) степень физического износа оборудования,

д) уровень использования производственных мощностей и др.

Поэтому следует использовать показатель капиталоемкости, рассчитанный на предприятиях-аналогах. В результате потребность: Пк = Кп · Оп · ПР = Показатель капиталоемкости · Планируемый объем производства · Предстартовые и др. единовременные расходы.


2. Оценка стоимости общего и заемного капитала.

Оптимизация структуры капитала производится на его стоимости. Стоимость капитала представляет собой среднюю цену, которую предприятие платит за его привлечение из различных источников. Т.к. предприятия чаще используют смешанную форму финансирования, то оценка производится в зависимости от использования капитала.

1. Оценка стоимости увеличения собственного капитала подразделяется в зависимости от источников финансирования, прироста капитала.

а) увеличение капитала за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

- делается прогноз чистой прибыли (балансовая "–" налоговые платежи)

2 этап – определяется часть прибыли, которая направлена на развитие производства, создание резервного фонда и фонды потребления.

3 этап – рассчитывается показатель стоимости привлечения собственного капитала за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

Собственный капитал = СКп = Пр·100% / Кс.

Этот показатель является нормой чистой прибыли на капитал, чем он выше, тем выше темпы прироста рыночной стоимости предприятия или его акций.

б) оценка стоимости увеличения капитала за счет выпуска акций.

1 этап – определение размера дивидендов.

2 этап -  будущий размер дивидендов приводится путем дисконтирования к настоящей стоимости.

3 этап – настоящая стоимость предстоящих дивидендов сопоставляется с ценой акций.

Стоимость привлечения = СКа = (Дисконтированная стоимость дивидендов на 1 акцию + Расходы на эмиссию в расчете на 1 ед. акций) / Цена акции * 100% = (Да + Р)·100% / ЦА.

Если предприятие предполагает увеличение капитала путем выпуска акций ежегодно, то формула принимает вид: СКа = (Да + Р) ·100% / ЦА + Тд, где Тд –темп ежегодного прироста дивидендов в прогнозируемом периоде.

в) оценка стоимости увеличения капитала за счет других собственных источников представляет собой определение затрат  по привлечению  собственного капитала.

г) Чужие средства. Оценка стоимости привлечения заемного капитала за счет кредитов банка.

1 этап. Прогнозируется ставка процента, исходя из конъюнктуры рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.