Рефераты. Управление финансами

Управление финансами

1. Финансовый анализ

1.1. Цель финансового анализа

Целью финансового анализа является получение ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, изменения в структуре его пассивов и активов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Цель анализа зависит от субъектов анализа, т.е. от конкретных пользователей информацией.

Характеристика и основных интересов и целей анализа различных участников предприятия

Группы участников

Вклад

Компенсация

Тема анализа

Собственники

Уставный капитал

Дивиденды (часть прибыли)

Финансовые результаты. Устойчивость положения

Кредиторы

Заёмный капитал

Проценты

Ликвидность

Администрация

Знание, компетентность

Оплата труда

Все аспекты деятельности фирмы

Поставщики

Поставка товара

Цена товара

Финансовое состояние

Покупатели

Закупка товара

Налоговые органы

Инфраструктура предприятия

Налоги

Финансовые результаты

Основой проведения анализа служит информация, объём и качество которой влияют на глубину проводимого анализа. Исходной информацией является периодическая бухгалтерская отчетность, а также финансовая отчетность предприятия, сформированная в ходе управленческих процедур, которую принято называть "сырой" информацией. Наряду с внутренней информацией для принятия управленческих решений принимается разнообразная внешняя информация, которая позволяет оценить состояние финансового, товарных рынков и т.д.

1.2. Содержание финансового анализа

Финансовый анализ является частью анализа хозяйственной деятельности, который состоит из финансового анализа и производственного (управленческого) анализа.

Собственно сам финансовый анализ подразделяется на два вида: внешний и внутренний. Особенности внешнего анализа:

1)       множественность субъектов анализа и пользователей информацией о деятельности предприятия;

2)       разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

3)       наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

4)       использование данных публичной отчетности;

5)       ограниченность задач анализа (следствие п. 4);

6)       максимальная открытость результатов анализа.

Внутрихозяйственный анализ используют наряду с публичной отчетностью данные из системного бухгалтерского учёта, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.

Основное содержание внутрихозяйственного анализа может быть дополнено другими видами, имеющими значение для оптимизации управления, например, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.

Особенности внутрихозяйственного анализа:

1)       ориентация результатов на свое руководство;

2)       использование всех источников информации;

3)       отсутствие регламентации анализа со стороны;

4)       комплексность анализа, т.е. изучение всех сторон деятельности предприятия;

5)       интеграция учета, анализа, планирования и результатов принятия решений;

6)       максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Методы анализа

Выделяют 6 основных:

1.        Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиций отчетности за предыдущий период.

2.        Вертикальный (структурный) – определение итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом.

3.        Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. динамики показателей в будущем, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов (понижение ставки банковского процента). С помощью трендового анализа рассчитываются возможные значения показателей в будущем, т.е. осуществляется перспективный прогноз отдельных финансовых операций.

4.        Анализ относительных показателей (коэффициентов) предусматривает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, а также определение взаимосвязи относительных показателей.

5.        Сравнительный пространственный анализ производится, когда сравниваются показатели отчетности предприятия, его дочерних фирм, подразделений и цехов (в данном случае - это внутрихозяйственный сравнительный анализ). Межхозяйственный сравнительный анализ производится при необходимости сравнения своих показателей с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и н/х показателями.

6.        Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель с помощью специальных приемов. Может быть прямым (собственно анализ) – когда результирующий показатель делится на составные части; обратным (синтез) – когда отдельные элементы соединяются в общий результирующий показатель.

Анализ финансового состояния предприятия

Набор экономических показателей, характеризующих финансовое положение и активность фирмы, зависит от глубины анализа, но большинство методик предполагает 5 основных групп показателей финансового состояния:

1.        Показатели финансовой устойчивости – К11 – К15.

2.        Показатели платежеспособности – К21 – К25.

3.        Показатели деловой активности – К31 – К34.

4.        Показатели рентабельности – К41 – К411.

5.        Факторные показатели – 4 шт.

Для их расчета используются следующие формы отчетности:

1.        Баланс предприятия – Ф1.

2.        Отчет о финансовых результатах – Ф2.

3.        Приложение к балансу предприятия – Ф5.

Последовательность анализа

1.        Предварительное ознакомление с итогами работы.

2.        Перечисление ключевых показателей.

3.        Сравнение расчетных данных с нормативными или плановыми.

4.        Определение класса предприятия по финансовому состоянию.


1.        Предварительный анализ производится в следующей последовательности:

1. Итог баланса на конец периода сравнивается с итогом на начало периода. Анализ по горизонтали – он позволяет определить общее направление движения баланса: увеличение оценивается положительно, уменьшение – отрицательно.

2. Определяю характер изменения отдельных статей.

К положительным изменениям относятся увеличение в активе остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, увеличение нематериальных активов, производственных запасов минус готовой продукции. Однако увеличение денежных средств нельзя оценивать однозначно, т.к. в условиях рынка они должны эффективно использоваться, т.е. преобразовываться в ценные бумаги, должны осуществляться капитальные вложения и т.д.

К положительным изменения в пассиве относятся увеличение суммы прибыли, увеличение доходов будущих периодов, увеличение фондов накопления.

Отрицательной оценки заслуживают рост дебиторской задолженности ( в активе) и кредиторской задолженности (в пассиве).

3. Анализируется наличие и увеличение остатков по "больным" статьям баланса – убытки, займы, не погашенные в срок (Ф-5).

Наличие убытков свидетельствует о нерентабельной деятельности предприятия. Наличие непогашенных займов свидетельствует о понижении платежеспособности предприятия на момент составления баланса.

Методика расчета ключевых показателей

I. Первая группа показателей финансовой устойчивости

1. Валюта баланса отражает реальную стоимость имущества и служит базой расчета финансовой устойчивости предприятия. Эти показатели отражают степень защищенности инвесторов и кредиторов.

Важнейший показатель этой группы Коэффициент независимости:

К11 = Собственные средства / Стоимость имущества = стр. 490 / стр. 699

Он показывает долю собственных средств в стоимости имущества. Достаточный на уровне 0.5. В этом случае риск кредиторов минимальный, т.к. продав собственное имущество можно расплатиться со всеми кредиторами.


Показателем, обратным К11, выступает показатель удельного веса заемных средств в имуществе:

К12 = Сумма задолженности / Стоимость имущества = (стр. 590 + 690) / стр. 699
или
К12 = 1 – К11

Чем больше его значение, тем больше риск для акционеров, т.к. в случае невыполнения обязательств возрастает возможность банкротства. Данные о задолженности сопоставляются с долгами дебиторов (сколько нам должны), удельный вес которых в стоимости имущества рассчитывается по формуле:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.