Рефераты. Унитарное и федеративное государства p> В период между сессиями легислатуры штата губернатор имеет право издавать указы, имеющие обязательную силу, по всем вопросам, отнесенным к компетенции легислатуры.

Полномочия губернатора штата по букве конституции весьма значительны, но фактически он лишен самостоятельности. *Это объясняется тем, что в силу сложившегося конституционного обычая губернатор выступает либо как агент центральной власти, либо его полномочия осуществляются советом министров штата.

Правительство штата - совет министров формально учреждается для того,
«чтобы помогать и давать советы губернатору в осуществлении его функций».
Совет министров несет коллегиальную ответственность за свою деятельность перед законодательным собранием (нижней палатой) или однопалатной легислатурой. Он остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в легислатуре штата. Между губернатором и советом министров штата существуют те же отношения, что и между союзным президентом и кабинетом. Все полномочия губернатора (за исключением тех случаев, когда ему предоставлено ст. 163 конституции право действовать по собственному усмотрению) осуществляются советом министров, действующим от его имени.

Законодательные полномочия конституция предоставляет однопалатным или двухпалатным легислатурам. Законодательные собрания и однопалатные легислатуры избираются населением соответствующих штатов сроком на пять лет и, как было уже сказано, могут быть досрочно распущены губернатором штата.

Верхние палаты - законодательные советы - создаются по очень сложной системе: около 1/3 членов законодательного совета избирается коллегией выборщиков, состоящей из депутатов органов местного самоуправления; 1/12 - избирается лицами, имеющими высшее образование; 1/12 - избирается учителями; около 1/3 - избирается законодательным собранием штата из числа лиц, не являющихся его депутатами. Часть членов законодательного совета назначается губернатором. Законодательный совет каждые два года обновляется на одну треть.

Законодательный орган штата работает в соответствии с теми же правилами процедуры, что и союзный парламент. В двухпалатных легислатурах правовое положение палат аналогично системе, применяющейся в союзном парламенте.

Конституция Индии предусматривает возможность роспуска органов власти и управления любого штата (кроме штата Джамму и Кашмир) и введения
«президентского правления». В случае получения информации, дающей ему основание полагать, что правление штатом в соответствии с конституцией невозможно, президент издает прокламацию о расстройстве конституционного аппарата в штате. Издание такой прокламации порождает следующие последствия: президент может принять на себя функции любого органа власти штата, за исключением его легислатуры; президент может объявить, что полномочия легислатуры штата будут осуществляться союзным парламентом. В случае передачи законодательных полномочий штата парламенту последний в свою очередь может передать их президенту, т. е. практически правительству федерации. Подобное конституционное положение ставит органы власти и управления штата в полную зависимость от союзного правительства. Правящая партия неоднократно применяла эти положения для роспуска оппозиционных правительств в штатах.

Введение «президентского правления» может иметь место и в том случае, когда «какой-либо штат не подчинится распоряжениям или не проведет в жизнь распоряжения, данные Союзом в порядке осуществления им исполнительной власти на основании какого-либо из положений настоящей Конституции... »
(ст. 365 конституции).

Государственное устройство «молодых» государств имеет некоторые специфические черты только там, где в качестве системы политической организации территории был избран (или навязан бывшей метрополией) федерализм. Подавляющее большинство этих стран являются унитарными. В некоторых из них вводилась федерация, но она просуществовала недолго
(Федерация Мали, Республика Соединенных Штатов Индонезии, Федеративная
Республика Камерун).

Федеративная форма в молодых государствах отличается высокой степенью централизации, что находит свое выражение как в методе разграничения компетенции между союзом и государственными образованиями (Индия, Федерация
Малайзия), так и в установлении конституционного механизма контроля над органами власти и управления субъектов федерации со стороны центрального правительства (Индия). Характерно, например, что высокая степень централизации, введенная конституцией Индии, используется рядом индийских ученых в качестве доказательства отсутствия федеративных отношений между штатами и центральным индийским правительством.

3.2. РОССИЯ КАК ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

«И природа, и обстоятельства - все вело жизнь русского народа к самобытности земель с тем, чтобы между землями образовалась и поддерживалась неустанно связь. Так, Русь стремилась к федерации, и федерация была формою, в которую она начала облекаться…»

Н.И. Костомаров.

В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключалась в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, к сохранению самобытности и самостоятельности. Другая - к созданию и укреплению сильного централизованного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфликтных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от Киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями...

В плане политического устройства идея федерализма возникла в начале
19 века в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Еще тогда член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения
Российской империи на 13 крупных единиц.

Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеральному принципу. В обоих проектах конституции Н. Муравьева содержится подробный план федеративного устройства России...

Можно было бы долго описывать предысторию российского федерализма, вспоминать сторонников и противников федерального устройства, но объем диплома не позволяет мне этого сделать, поэтому сразу перейдем к реалиям, к настоящему времени современного федерализма.

Территориальная организация государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. «Безмерное усиление федеральной власти, неравномерность ее действий в данной сфере - путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм (выход из состава РФ), ослаблении и разрушении государственности»[16]. Отсюда задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги, на мой взгляд, в этом направлении уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции.

Российское государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами федерации
(например, с республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства Российской
Федерации принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов
Российская Федерация занимает первое место в мире (от двух субъектов в
Танзании до 89 в России). А большое количество таких субъектов может привести к плохой управляемости.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя
(соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность и др.); верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов федерации и т.д.

Чтобы как можно полнее осветить данную часть диплома прибегнем к помощи конституции Российской Федерации, принятой на всеобщем (всенародном) голосовании 12 декабря 1993 года.

Открыв основной закон государства, в статье первой конституции
Российской Федерации, находим, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...».

Из этого следует, что обозначение Российского государства в качестве федеративного показывает форму его государственного устройства, отличного от устройства государства унитарного типа (понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», то есть такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, включая только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства также имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации). Россия есть единое государство, состоящее из территориальных структурных единиц, обладающих самостоятельностью в определенных конституцией рамках и наделенных совокупностью прав, образующих их правовой статус. Таким образом, вся территория Р.Ф. складывается их территорий 89 ее субъектов (следует сказать, что термин
«субъекты Российской Федерации» стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем — в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция
Российской Федерации использует этот термин применительно ко всем составным частям Российской Федерации и провозглашает их равноправие, которое означает обладание ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта
Федерации). Из них 21 республика (республика Адыгея, республика Алтай,
Татарстан, Карачаево-Черкессия и др.), 6 краев (Алтайский, Краснодарский,
Красноярский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский), 49 областей
(Амурская, Архангельская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская,
Самарская, Ярославская и др.), 2 города федерального значения (Москва и
Санкт-Петербург), автономная область (Еврейская. Единственная из 5 автономных областей, имевшихся в составе РСФСР, не преобразованная в республику) и 10 автономных округов (Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий и др.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.