Рефераты. Уголовная ответственность за участие в преступных сообществах по законодательству Франции

Уголовный кодекс 1992 г. впервые, как и в случае с экологическим терроризмом, установил уголовную ответственность юридических лиц за совершение ими как общеуголовных преступлений, так и террористических. Положение ст. 121-2 УК предусматривает, что юридические лица, за исключением государства, несут уголовную ответственность за исполнение преступления (ст. 121-4), покушение на преступление (ст. 121-5), за соучастие в преступлении (ст. 121-6 и 121-7), а также в случаях, предусмотренных законом или регламентом, и за преступления, совершенные в пользу юридических лиц их органами или представителями.

Другими словами, к уголовной ответственности может привлекаться юридическое лицо, являющееся официальной структурой (коммерческим обществом, ассоциацией, политическим объединением и т.п.), созданное для совершения террористической деятельности, хотя внешне оно может заниматься какой-либо коммерческой деятельностью. Террористическая деятельность может также совершаться под прикрытием юридического лица каким-нибудь его служащим. Такая же ответственность для юридических лиц предусмотрена и в случае участия служащего в преступных объединениях, не созданных для совершения террористических актов.

Из анализа положений Уголовного кодекса Франции, касающихся ответственности юридических лиц, можно сделать следующий вывод. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно того, чтобы преступление было совершено его руководящими органами или представителями. Это означает, что преступное деяние должно быть совершено либо одним, либо несколькими лицами, которые официально и законно представляют юридическое лицо либо являются уполномоченными законом или уставом лицами (законными представителями). То есть наказывается то юридическое лицо, отношениями с которым по поводу совершенного преступления связан террорист, или юридическое лицо, в котором он официально числится и в интересах которого он действует.

Уголовная ответственность юридического лица возникает также, когда террористы используют в террористических целях помощь, предоставленную им юридическим лицом. Помощь в этом случае может быть самой разнообразной: предоставление своего названия, офиса, использование деловой репутации, помещения, предоставление товаров, материалов, документов, денежных средств и т.д. Юридическое лицо и его органы могут быть наказаны вместе с физическими лицами - с исполнителями и соучастниками.

К виновному в названных преступления юридическому лицу применяются такие же наказания, что и за совершение им общеуголовного преступления. Это может быть штраф, размер которого, однако, увеличивается в пять раз по сравнению с тем, который предусмотрен за совершение аналогичного преступления физическим лицом (например, если за экологический терроризм, повлекший смерть, для физического лица предусмотрен штраф в размере пяти миллионов франков, то для юридического лица он составит двадцать пять миллионов).

Кроме того, помимо штрафа к нему может быть применено одно или несколько наказаний, предусмотренных ст. 131-39 УК. Во-первых, юридическое лицо может быть ликвидировано. Если же ликвидация предприятия будет признана нецелесообразной, то ему может быть запрещено осуществлять те профессиональные функции, при исполнении или в связи с исполнением которых было совершено преступление. Не исключен в этом случае и судебный контроль за деятельностью юридического лица. Могут быть закрыты окончательно или временно все или одно из отделений предприятия, использовавшихся для совершения инкриминируемых действий. Возможно исключение его из участия в частноправовой сделке, заключаемой с государственными организациями. В число наказаний, предусмотренных ст. 131-39 УК, входит запрет на привлечение сбережений населения, на выдачу чеков или использование аккредитивов. Предмет, который послужил или был предназначен для совершения преступления, или предмет, который явился результатом преступления, конфискуется. И наконец, принятое судебное решение по этому делу может быть опубликовано в средствах массовой информации.

Самым строгим наказанием из всех перечисленных является ликвидация юридического лица, поскольку она рассматривается как эквивалент смертной казни для физического лица. Поэтому ликвидация, как правило, применяется только в исключительных случаях: "когда юридическое лицо было создано или отклонилось от своей деятельности с тем, чтобы совершить инкриминируемый ему террористический акт". Столь суровое для юридического лица наказание необходимо, так как немыслимо существование юридического лица, деятельность которого направлена на совершение террористических актов.

Французский законодатель, принимая эти нормы, учитывал, что заинтересованные лица могут попытаться восстановить ликвидированное предприятие. В этом случае для лиц, предпринявших такую попытку, ст. 434-43 - 434-47 предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение наказаний, вынесенных в отношении юридического лица. Виновные в этом преступлении физические лица могут понести наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет и штрафа до 200 000 франков, а юридическое лицо - перечисленные выше наказания, за исключением его ликвидации.

Угрожающий характер в последние годы принимают и преступления, связанные с наркотиками. Сегодня наркобизнес - это одно из основных направлений деятельности организованной преступности в мире. Ужесточаются меры по борьбе с этим социальным злом, а также с лицами и преступными сообществами, совершающими такие преступления. Кроме того, государством поощряются действия виновных, направленные на отказ от совершения преступления, а также содействующие успешному ходу следствия. В этом плане заслуживают внимания положения Кодекса здравоохранения Франции и Закона о борьбе с незаконной продажей наркотиков, принятого 31 декабря 1987 г. и внесшего ряд изменений и дополнений в этот Кодекс.

Так, согласно его ст. Л. 627, к уголовной ответственности (лишение свободы на срок от 10 до 20 лет) привлекаются лица, виновные в незаконном ввозе, вывозе и производстве наркотиков.

Предусматривается тюремное заключение на срок от 2 до 10 лет и штраф от 5000 до 50000000 франков для тех, кто облегчает приобретение, потребление наркотиков, а также выписывает или использует фальшивый рецепт для их приобретения. Как законченное преступление наказывается покушение на него.

В случае, если названные действия облегчают возможность употребления наркотиков несовершеннолетними, виновный наказывается тюремным заключением на срок от 5 до 10 лет.

Как уже отмечалось, государство поощряет действия виновных, направленные на добровольный отказ от совершения преступления и содействующие успешному ходу следствия. Этим вопросам посвящается ст. Л. 627-5 Кодекса здравоохранения (в редакции Закона N 87-1157 от 31 декабря 1987 г.).

Согласно этой статье, любое лицо, которое, будучи признанным участником ассоциации или сговора, образованных с целью совершения одного из преступлений, перечисленных в ст. Л. 627 Кодекса здравоохранения, помогает административным или судебным властям в разоблачении участников этой ассоциации или сговора, в предупреждении совершения преступления и опознании других лиц, участвовавших в ассоциации или сговоре, освобождается от наказания.

Кроме того, в случаях, о которых речь идет выше (когда связанное с наркотиками преступление уже совершено и, следовательно, предотвратить его нельзя), максимальный срок предусматриваемого законом наказания сокращается в два раза для любого участника такого преступления при условии, если он до привлечения его к ответственности будет содействовать опознанию других виновных лиц или, будучи привлеченным к ответственности, станет содействовать аресту последних.

Давность уголовного преследования за связанные с наркотиками преступления, предусмотренные в ст. Л. 627 Кодекса здравоохранения, - 10 лет с момента совершения деяния. Наказание, назначенное за такое деяние, не может быть приведено в исполнение по истечении 20 лет с момента вступления приговора в законную силу. Данный срок больше аналогичных сроков, предусмотренных в УПК Франции, и объясняется это не только опасностью такого рода преступлений, но и трудностями поимки преступника, и частыми побегами заключенных из тюрем, осуществляемыми по каналам организованной преступности.

Следует отметить, что УПК, в случае расследования преступлений о наркотиках, делает определенные отступления от общих норм, предусмотренных для иных общеуголовных преступлений.

Французское уголовно-процессуальное законодательство до 2001 г. не содержало положений, которые предусматривали бы исключения или особый порядок при проведении обыска помещений, в которых бы могли находиться наркотические вещества. Исключение из общей процедуры проникновения в помещения и проведения в них обыска составляли случаи при проведении расследования террористических преступлений, хотя некоторые французские правоведы считали положения ст. 706-24 УПК нарушением конституционных прав граждан. Согласно данной статье по ходатайству прокурора председатель суда высшей инстанции или судья, уполномоченный им, может дать разрешение на проникновение в жилище, обыск помещения и изъятие вещественных доказательств в отсутствие и без согласия проживающего в нем лица, подозреваемого в причастности к террористическому преступлению. Обнаруженные в ходе таких действий вещественные доказательства не теряют своей силы в суде. В то же время ст. 59 УПК признает такие действия незаконными, а полученные доказательства недействительными, если они были проведены в отношении общеуголовного преступления.

Как представляется, такие отступления от общих правил, применяемых при расследовании общеуголовных преступлений, оправданны, исходя из того, что террористические преступления признаются наиболее опасным видом преступлений для общества, поскольку затрагивают интересы не только отдельных лиц, но и государства.

По этой причине французский законодатель вынужден принимать специальные меры, диктуемые особой опасностью террористических преступлений, а также прогрессирующим ростом преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Подтверждением может служить тот факт, что в последнее время во Франции принимаются законы, направленные на борьбу с терроризмом. Одним из них является Закон N 96-1235 о предварительном заключении и ночном обыске помещений по террористическим делам. В частности, его ст. 16 вводит в УПК Франции новую статью 706-24-1, которая также предусматривает исключение из положений ст. 59 УПК, если речь идет о террористических преступлениях. Согласно ст. 59 УПК, действия правоохранительных органов могут быть признаны незаконными, а полученные доказательства - недействительными, если посещение, проникновение в жилище и обыск производились в период с 23 до 6 часов. Эти же действия, проведенные с целью поиска и констатации террористических актов, законны.

Принятый 15 ноября 2001 г. Закон N 2001-1062 о повседневной безопасности позволил применять вышеназванные положения УПК в случае проведения процессуальных действий и в нежилых помещениях, если есть предположение о возможном незаконном хранении в них как оружия, так и наркотических веществ (ст. 24 Закона N 2001-1062).

Эти положения аналогичны применяемым при процессуальных действиях в случае совершения террористических преступлений.

Французское законодательство не содержит специальных норм, направленных на борьбу с рэкетом. Но ответственность за вымогательство, по форме и схожести объектов, на которые оно направлено, близкое к рэкету (вымогательство с применением силы, насилия либо угрозы), предусмотрена в Уголовном кодексе 1992 г. в ст. 312-1 - 312-9 раздела I главы 2 "О вымогательстве" Книги третьей "О преступлениях и проступках против собственности".

Согласно ст. 312-1 вымогательство образуют действия, направленные на то, чтобы путем насилия, угрозы применения насилия или принуждения добиться подписи, обязательства или отказа от чего-либо, разглашения тайны, передачи денежных средств, ценностей или любого другого имущества. За вымогательство предусматривается наказание в виде лишения свободы до 7 лет и штрафа до 700 тысяч франков. Срок лишения свободы будет увеличен до 10 лет, а штраф до 1 млн. франков, если вымогательству предшествуют, его сопровождают или за ним следуют насильственные действия, повлекшие полную потерю трудоспособности в течение не более одной недели, а также если оно совершено в ущерб лицу, особая беспомощность которого (обусловленная его возрастом, болезнью, физическим или психическим дефектом, беременностью) очевидна или известна исполнителю. Если результатом применения насильственных действий в ходе вымогательства явилась полная потеря трудоспособности потерпевшего на время свыше одной недели, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 15 лет и штрафом до 1 млн. франков. Если же насильственные действия повлекли хроническое заболевание или увечье, то срок лишения свободы увеличивается до 20 лет, штраф остается прежним. Такому же наказанию подвергаются за вымогательство участники организованной банды, но лишение свободы увеличивается до 30 лет, если преступлению предшествовали, его сопровождали или за ним последовали насильственные действия, повлекшие хроническое заболевание или увечье. Участники организованной банды, виновные в вымогательстве, наказываются пожизненным лишением свободы, если оно совершено с применением или с угрозой применения оружия либо лицом, носящим оружие, на которое требуется разрешение или ношение которого запрещено.

Вымогательство наказывается пожизненным лишением свободы и штрафом до 1 млн. франков, если ему предшествовали, его сопровождали пытки или акты жестокости или насильственные действия, повлекшие смерть. Кроме того, Уголовным кодексом Франции вымогательством признаются вышеописанные действия, целью совершения которых является облегчение бегства или обеспечение безнаказанности исполнителя и соучастника (ст. 312-8). Покушение на вымогательство карается такими же наказаниями.

Необходимо отметить, что виновными в совершении вымогательства Уголовным кодексом Франции признаются помимо физических и юридические лица. К ним применяются наказания, которые были приведены выше при изложении ответственности юридических лиц за их участие в террористических актах.

Кроме основных наказаний, к виновным в вымогательстве физическим лицам применяются и дополнительные:

- временное лишение политических, гражданских и семейных прав;

- запрещение состоять на государственной службе или заниматься профессиональной или общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой было совершено вымогательство;

- запрещение на срок не более 5 лет хранения или ношения оружия, на которое требуется разрешение;

- конфискация предмета, который использовался или предназначался для совершения вымогательства, или предмета, являющегося его результатом, за исключением предметов, которые могут быть возвращены;

- запрещение находиться на французской территории может быть объявлено в качестве окончательного либо на срок не более десяти лет, в отношении любого иностранца, виновного в одном из преступлений, предусмотренных ст. 312-2 - 312-9 УК. Столь значительные санкции позволяют суду выносить надлежащие решения относительно всех видов вымогательства, в том числе и таких опасных, как рэкет.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что ужесточение наказания за участие в преступных объединениях как террористического, так и общеуголовного характера, а также многочисленные системы вменения в вину лишний раз подтверждают опасность этого феномена .

Необходимо также отметить развитие исключительных процессуальных норм, направленных на облегчение раскрытия подобных преступлений. К ним относятся продление срока нахождения под стражей, осуществление полицейских провокаций (то есть провоцирование преступников внедренными в преступную группировку агентами полиции на совершение преступлений). Во Франции такая провокация возможна только в отношении торговли наркотиками. Эти положения выпадают из общего ряда принятых уголовно-процессуальным законодательством норм, применяемых в отношении общеуголовных преступлений, но имеют своей целью наиболее эффективную борьбу с организованной преступностью .


Литература


1.     Decret-loi du 18 avril 1939, fixant le regime des guerre, armes et munitions. Code penal. P.: Dallos, 2004 - 86. P. 411.

2.     Loi N 72-467 du 9 juin 1972, interdisant la mise au point, la fabrication, la detention, le stockage, l'acguisition et la cession d'armes biologiques ou a base de toxines. Code penal. P.: Dallos, 2005 - 86. P. 437.

3.     Revue de science criminelle et de droit penal compare. 1995. N 2. P. 239.

4.     RecueiI Dalloz Sirey. 1996, 29 aout. N 29. P. 347.

5.     Girault C. Le droit penal a l'epreuve de lorganisation criminelle. Revue de science criminelle et de droit penal compare. 2003. N 4. P. 715.




Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.