Рефераты. Трудовые пенсии

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый ка­лендарный год работы в местностях, приравненных к районам Край­него Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайне­го Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением воз­раста, установленного ст.7 ФЗ о трудовых пенсиях, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

7)  лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасате­лей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профес­сиональных аварийно-спасательных формированиях  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уча­ствовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

8)  мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по дос­тижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осуж­денными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юсти­ции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

9)  мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и ава­рийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

10)  лицам,  не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

11)  лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской ме­стности и в поселках городского типа либо только в городах, незави­симо от их возраста;

12)  лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищ­ных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо незави­симо от возраста;

13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по дос­тижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соот­ветственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков[7].

 При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.пп. 2, 6 и 13 п. 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях применяется пе­речень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года( Приложение 1).

Льготы, установленные законодателем для работников, указанных в п. 1 ст. 27 и пп.пп.7.-13 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, выражаются, как уже говорилось, не только в досрочном назначении им пенсии, но и в ее повышен­ном размере, если пенсионеры имели оп­ределенный стаж работы в особых услови­ях. Причем увеличение размера пенсии зависит от продолжительности специального трудового стажа и возраста выхода на пенсию конкретного пенсионера.

Подведу итоги. Существенное увели­чение страховой части пенсии для пенси­онеров-льготников чаще всего перекрывает уменьшение стажевого коэффициента при исчислении расчетной пенсии по специальному стажу. Для тех, кто выхо­дит на пенсию на 10 и более лет раньше общеустановленного срока, уже при спе­циальном стаже, равном полному (а это -7,5 лет для женщин и 10 лет для мужчин по Списку № 1 или 15 лет для спасателей по пп 7 п. 1 ст. 28 и т.д.), выгоднее рассчитывать пенсию по специальному стажу. В эту группу, кроме ранее упомя­нутых «вредников» по Списку № 1 и спасателей, входят также работники про­тивопожарных служб, некоторые катего­рии медработников. Увеличение размера пенсии у лиц перечисленных категорий в этом случае составляет от 9 до 58% (Список № 1) или даже более (у спасате­лей).

Для уходящих на пенсию на 5 и менее лет раньше общего срока определить заранее выгодность того или другого варианта расчета затруднительно. Этим пенсионерам-льготникам рассчитывать пенсию по специальному стажу пред­почтительнее в том случае, если их специальный стаж превышает полный на 3-5 лет или более. На вопрос, сколь­ко точно в годах должно составлять это превышение, можно ответить только с учетом конкретной ситуации пенсионе­ра, его общего и специального стажа и условий предыдущей работы. Увеличе­ние пенсии для тех, кому она назначает­ся по Списку № 2, может достигать 29% ее размера.




















2.3. Пенсия по инвалидности

Установление, исчисление, выплата

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по инвалидности назначаются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности существенно отличаются от прежних.                        

Прежде всего, Федеральным законом «О трудовых пен­сиях в Российской Федера­ции» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) введено иное понятие инвалидности. Законодатель от­казался от ее деления на три группы. Теперь вместо группы инвалидности необходимо под­твердить ограничение способнос­ти к труду одной из трех степеней, определяемое по медицин­ским показаниям (п. 1 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Порядок при­знания гражданина инвалидом, ус­тановления   периода   инвалиднос­ти и степени ограничения способ­ности   к   трудовой   деятельности органами   Государственной   меди­ко-социальной экспертизы утвер­ждается Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). В   настоящее   время   эти   органы руководствуются   Постановлени­ем Правительства РФ «О порядке признания  граждан  инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 (в ред. от   26   октября   2000   г.,   а   также Классификациями  и временными критериями,   используемыми   при осуществлении   медико-социаль­ной   экспертизы,   утвержденными Приказом Минздрава РФ № 30 и Постановлением Минтруда РФ № 1  от 29 января 1997 г. Согласно этим нормативно-пра­вовым актам  инвалидность опре­деляется как социальная недоста­точность   вследствие   нарушения здоровья   со   стойким   расстрой­ством функций организма, приво­дящая  к ограничению жизнедея­тельности и необходимости соци­альной защиты. При этом ограни­чение  жизнедеятельности  харак­теризуется ограничением не только способности к труду, но также к самообслуживанию,   передвиже­нию, ориентации, общению, контролю за своим поведением и(или) обучению. Например, критерием для определения I группы инва­лидности является такое наруше­ние здоровья со стойким значи­тельно выраженным расстрой­ством функций организма, кото­рое приводит к резко выраженно­му ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедея­тельности: способности к самооб­служиванию, либо к передвиже­нию, ориентации, общению, конт­ролю за своим поведением. При этом вопрос о степени способнос­ти к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ог­раничения жизнедеятельности, при которых устанавливается II груп­па инвалидности, называется ог­раничение способности к трудо­вой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к труду свидетельствует о полной неспо­собности к трудовой деятельнос­ти. Вторая степень - это способ­ность к выполнению трудовой де­ятельности в специально создан­ных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабо­чего места, с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ог­раничений жизнедеятельности, дающих основание для определе­ния III группы инвалидности, зна­чится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается спо­собность к выполнению трудовой деятельности при условии сни­жения квалификации или умень­шения объема производственной деятельности, невозможность вы­полнения работы по своей про­фессии. Очевидно, что при пере­ходе к новому понятию инвалид­ности для целей пенсионного обес­печения критерии деления ограничений способности к труду бу­дут применяться в нынешнем их понимании, учитываться же впредь будут наличие и степень ограничения лишь этой категории жизнедеятельности. Так, сегодня, например, лица со стойким значи­тельно выраженным расстрой­ством функции зрения (слепые) признаются инвалидами I группы безотносительно к тому, могут ли они работать. Если же такой ин­валид работает (например, музы­кантом, преподавателем вуза, мас­сажистом, станочником, сборщи­ком деталей и т.п.), очевидно, что он не может быть признан нетру­доспособным, т.е. имеющим огра­ничения к трудовой деятельности третьей степени. Речь в таких случаях может идти о второй либо даже первой степени такого ограничения и, соответственно, о пенсии, соответствующей нали­чию II либо III группы инвалидно­сти. При этом такие социальные показатели, как нуждаемость в постоянной посторонней помощи или уходе, потребность в допол­нительных расходах, вызванных отсутствием зрения, низкая опла­та труда не должны приниматься во внимание.

Переход от прежнего к новому понятию инвалидности для це­лей пенсионного обеспечения на практике не может произойти в один день. Необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, провести пере­освидетельствование инвалидов и выдать им новые документы об инвалидности. Кроме того, одно­моментное введение новых тре­бований привело бы к пониже­нию ранее установленных для инвалидов социальных гарантий. Поэтому законодатель ввел оп­ределенный переходный период - до 1 января 2004 г. До этой даты при установлении пенсий, пола­гающихся лицам, имеющим ог­раничение способности к трудо­вой деятельности третьей сте­пени, учитывается наличие I группы инвалидности, второй степени — II группы, первой степени - III группы (п. 4 ст. 31 Закона  о трудовых  пенсиях).

Трудовая пенсия по инвалидно­сти, равно как и по старости, устанавливается только лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обяза­тельном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ст.З Закона о трудовых пенсиях). Пра­во на трудовую пенсию по инва­лидности не зависит от причины инвалидности (за одним исключе­нием, о котором сказано ниже), от продолжительности страхового стажа, а также от того, продолжа­ет ли инвалид трудовую деятель­ность. Не имеет значения, когда наступила инвалидность, - в пе­риод работы, до поступления на работу или после ее прекраще­ния (п. 3 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.