В случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.
При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
1) в первую очередь — детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
2) во вторую очередь — братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.
В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в Законе, эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Списание средств, учтенных на индивидуальном счете умершего кормильца, и закрытие его счета — техническая операция, которая не влияет на объем прав членов семьи. Она указана, видимо, в связи с тем, что в этой пенсии отсутствует накопительная часть. Правда, неясно, почему закрывается счет, если в специальной его части содержатся данные о пенсионных накоплениях, судьба которых еще не решена. Счет может быть закрыт, на наш взгляд, лишь после определения судьбы пенсионных накоплений .
Пункт 6 ст. 16 закона о трудовых пенсиях предусматривает судьбу пенсионных накоплений, если смерть застрахованного наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений: в этом случае средства, учтенные в специальной части индивидуального счета застрахованного, выплачиваются согласно его заявлению. Пункт 6 ст. 16 определяет, что пенсионные накопления выплачиваются лицам, которые указаны в соответствующем заявлении застрахованного. Сразу отметим, что порядок выплаты еще не установлен, и кем он должен быть установлен, неизвестно. Скорее всего, Пенсионным фондом В нем необходимо определить, в частности, срок, в течение которого следует обращаться за получением накоплений, и срок, в течение которого надо выплачивать накопления после соответствующего обращения заинтересованных граждан; за чей счет должны производиться расходы по пересылке и доставке сумм накоплений и некоторые другие вопросы.
Правила, которые содержатся в п. 6 ст. 16закона , установлены, по моему мнению, без учета существенных изменений, которые произошли в наследственном праве в связи с принятием III части ГК 26 ноября 2001 г. и введением ее в действие с 1 марта 2002г. (СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552, 4553). С 1 марта 2002 г., в частности, значительно расширен круг наследников, ими стали практически все родственники умершего, вплоть до седьмой очереди (седьмая очередь- это пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя). Ранее наследниками по закону признавались лишь три очереди родственников. Не учтен также в п. 6 ст. 16 и принцип выплаты пенсионных накоплений по праву представления (по этому принципу внук может наследовать имущество, например, на правах его сына).
Пенсионный закон принимался почти одновременно с III частью ГК, и в нем следовало учесть изменения в российском наследственном праве.
В ограничительных правилах выплаты пенсионных накоплений умерших явно предусматривается фискальный интерес, от которого государство отказалось, введя новое наследственное право, соответствующее такому праву других европейских стран.
2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий
Индексация пенсий
Рост стоимости жизни и нашей стране постоянно опережает увеличение пенсионных выплат, поэтому индексацию пенсий российские пенсионеры всегда ожидают с нетерпением. Какой порядок индексации предусмотрен новым пенсионным законодательством?
В последнее десятилетие российским пенсионерам приходилось гадать, когда же, наконец хоть немного подрастет покупательная способность их пенсий. Неопределенность времени индексации была свойственна варианту исчисления и пересмотра пенсии, установленному Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.№340-1 вначале для всех пенсионеров, а с 1998 г. -- лишь для работающих. В индексации пенсий в то время без конца происходили сбои. Особенно они давали о себе знать в 1993-1999 гг.
Например, промежутки между индексациями в 1993-1994 гг. составляли 9 месяцев, в 1994-1996 гг. 6 и 5 месяцев, с мая 1996 г. по сентябрь 1997 г. - 17 месяцев, с октября 1997 г. по май 1999 г. - 20 месяцев.
Правда, нельзя сказать, что в эти периоды пенсии вообще не повышались, - определенное увеличение их размера происходило за счет компенсационных выплат. Но с помощью последних достигалось лишь некоторое улучшение материального положения лиц, получавших маленькие пенсии. Что же касается получателей пенсий среднего и максимального размеров, то компенсационная выплата к их пенсиям составляла 85 руб. в месяц с мая 1996г. по апрель 2000 г. и 100 руб. с мая 2000г.
Не так регулярно, как предполагалось, индексировались и пенсии, назначенные с применением ИКП. Их индексация должна была осуществляться по факту роста доходов пенсионной системы. Для увеличения пенсии ИКП применялся к среднемесячной заработной плате в стране за соответствующий квартал. Расчетный фонд оплаты труда за квартал определялся Госкомстатом РФ на основании данных Пенсионного фонда РФ о поступлении текущих страховых взносов по методике, определенной Минтрудом РФ.
К сожалению, автоматизма в перерасчете пенсий не получилось: если по каким-то причинам роста доходов ПФР не происходило, оснований для индексации пенсий даже при фактическом росте заработной платы не было, поскольку данные о среднемесячной заработной плате в России за квартал оставались прежними или были даже ниже чем в предыдущем квартале.
Действующее пенсионное законодательство «привязывает» индексацию к составным частям пенсии. Размер индексации пенсий, утверждаемый в бюджете, определяется исходя из предполагаемых темпов роста инфляции и роста заработной платы на планируемый год с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы.
Правила индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий различны (п.п. 6-8 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.).
Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. В 2002 г. данная часть пенсии индексировалась дважды: с 1 января и с 1 августа.
Страховая часть трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:
1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% -1 раз в 3 месяца с 1 числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;
2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - 1 раз в 6 месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с п.1;
3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% - 1 раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с п.п. 1 и 2.
Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период.
В случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации этой части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
В 2002 г. и базовая, и страховая части трудовых пенсий индексировались одновременно и с одинаковыми коэффициентами (первый раз на 6,5%, второй раз - на 9%)[13].
Конвертация пенсий
Конвертация --это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина — это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.2002 г. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена не условная, а реальная трудовая пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству, и предоставлено право определить расчетный пенсионный капитал из суммы этой пенсии, которая может быть принята в качестве расчетного размера пенсии.
Оценка пенсионных прав пенсионеров по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) и расчетный пенсионный капитал производится согласно п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии в соответствии с этим законом.
При этом право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, установленную на 31.12.2001 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»,-- сохраняется и не пересматривается. Однако, право на трудовую пенсию по нормам Закона от 17.12.2001 г. у пенсионера возникает только с момента его вступления в силу, т.е. с 01.01.2002 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14