Рефераты. Территориальное общественное самоуправление

    Однако несмотря на точное определение понятия “территориальное общественное самоуправление”, до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели и даже ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. По моему мнению территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Вследствие этого территориальное общественное самоуправление не смогло бы осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения. Ибо решение вопросов местного значения есть предмет ведения местного самоуправления. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван.

  Правовой статус территориального общественного самоуправления определен наименованием статьи 27 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

Органы ТОС подлежат регистрации. Обычно регистрация органов ТОС проводится в органах местного самоуправления. В уставе муниципального образования должны быть указаны орган, осуществляющий регистрацию ТОС, порядок регистрации и основания для отказа в регистрации ТОС.

   В соответствии с уставом муниципального образования органы ТОС могут наделяться правами юридического лица. Порядок и основания приобретения органами ТОС прав юридического лица, как это ни странно, вызывают много вопросов. Не редки случаи, когда органы ТОС вынуждены проходить регистрацию в органах юстиции как общественные объединения, которыми они, как было сказано выше, не являются. В какой же форме и в каком порядке должны регистрироваться органы ТОС?

   Как установлено Гражданским Кодексом Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.  ТОС является некоммерческой организацией. В настоящее время для некоммерческих организаций отсутствует единый порядок регистрации и действуют разные законы о порядке регистрации в зависимости от формы, в которой эти организации созданы. Пунктом 3 статьи 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. ТОС - особая форма некоммерческих организаций, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Порядок регистрации ТОС как юридических лиц должен быть установлен законом. Анализ норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет сделать однозначный вывод о том, что нормы о порядке регистрации ТОС как юридического лица должны содержаться в законах субъектов Российской Федерации. Таким образом, вопрос о порядке государственной регистрации органов ТОС как юридических лиц согласно действующему законодательству должен быть решен в законах субъектов Российской Федерации.

   Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в нескольких формах[11]:

1. Формы непрямого участия. В этом случае граждане (на общем собрании, конференции и т.д.) выбирают представительный орган. В разных регионах эти органы называются по разному: КОС (комитет общественного самоуправления), организация ТОС (организация территориального общественного самоуправления), ОТОС (орган территориального общественного самоуправления), территориальная община, и др. Традиции подобных комитетов сохранились у нас со времен Советской власти (домкомы, уличкомы). Такая форма имеет определенные преимущества, в частности,   оперативность принятия решений; большой опыт работы таких организаций.

При такой организации делом обычно занимаются настоящие энтузиасты, которые быстро становятся профессионалами.

    Однако несколько человек довольно часто не могут представлять интересы всех групп жителей, проживающих на территории. Возникает разрыв между населением и представительным органом. На этой почве появляются разного рода конфликты. Обычно учитываются интересы групп, представители которых есть в комитете или, в крайнем случае, интересы наиболее организованных групп: пенсионеров, ветеранов, многодетных матерей и других социально незащищенных групп населения. При этом очень часто выпадают интересы наиболее активной группы населения: людей работоспособного возраста, проводящих большую часть своего времени вне дома.

Т.о. разрыв между населением и представительным органом практически составляет родовой признак непрямых форм территориального общественного самоуправления.

2. Формы прямого участия. Примерами такой формы самоуправления является собрание (сход). В этом случае для решения вопросов собирается общее собрание жителей территории или организуется письменный опрос. Это форма наиболее полного представительства жителей в управлении своей территорией. При ее правильном использовании она позволяет учитывать интересы всех жителей. В научной литературе отмечается: «Основным преимуществом собраний как института непосредственной демократии и как формы местного самоуправления является органическое сочетание в них коллективного социального действия: обсуждения того или иного вопроса, выражения коллективного мнения, принятия коллективного решения с личной активностью участников собрания. В рамках собрания каждый участник тем или иным способом выражает свое мнение, интерес, которые путем сопоставления с мнениями и интересами других участников могут приобретать значение общего»[12]. Однако ее значительным минусом является слабая организованность жителей. При ее применении значительно снижается оперативность. Часто собирать собрание всех жителей обычно просто невозможно, а принять какое-либо решение на общем собрании совсем непросто. 

    

Закон Курганской области «О территориальной общественном самоуправлении в Курганской области»


         Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года установил, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. До принятия закона Курганской области о регулировании осуществления местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления применялись статьи 80-86 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». В феврале 1996 года был принят Закон Курганской области «О местном самоуправлении в Курганской области», который вслед за федеральным законом установил, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Курганской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Закон Курганской области о регулировании ТОС был принят Курганской областной Думой 29 октября 1996 года и вступил в силу 20 ноября 1996 года. Однако менее чем через два года (26 мая 1998 год) Курганской областной Думой был принят новый закон «О территориальном общественном самоуправлении». После подписания Главой Администрации (Губернатором) Курганской области и опубликования в газете «Новый мир» 9 июня 1998 он вступил в силу. Как следует из преамбулы, закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в Курганской области, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

  Закон состоит из 5 глав, содержащих 20 статей.

  Глава I – Общие положения – включает 6 статей, содержащих нормы: о понятии и принципах ТОС, о праве жителей на участие в ТОС, о правовой основе ТОС,  о системе ТОС, о взаимоотношениях ТОС населения с органами местного самоуправления.

  Закон содержит определение понятия «территориальное общественное самоуправление», аналогичное данному в федеральном законе №154 «Об общих принципах…». Вслед за ФЗ-154 установлено, что в соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. При этом регистрация их осуществляется исполнительным органом местного самоуправления. В качестве правовой основы ТОС определены Конституция Российской Федерации, федеральное и областное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а так же положения (уставы) соответствующих ТОС.

 В ст.4 закреплены принципы, на которых осуществляется ТОС:

-        законности;

-        защиты прав и законных интересов населения;

-        свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, опрос населения;

-        выборности и подконтрольности населению органов ТОС;

-        широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;

-        сочетание интересов населения соответствующей территории и интересов всего местного сообщества (муниципального образования);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.