Рефераты. Теория правового государства в дореволюционной России p> Нечеткая трактовка объекта преступления наложила отпечаток на структуру
Уложения о наказаниях и систему преступлений. В редакции 1885 года оно содержало множество составов, зачастую без принципиальной разницы: убийство в драке, убийство родственников, отцеубийство и т. д. В целом в пореформенном праве были детально представлены все виды посягательств на личность, собственность, регламентировались должностные преступления, преступления против порядка управления, семейно-нравственные преступления н т. д. Особо выделялись преступления против религии и церкви (богохульство, оскорбление святынь, бесчинства в церкви и т. д.). Наиболее опасными считались политические преступления — бунт, государственная измена и т. д.
За посягательство на царя, наследника и членов царской семьи предусматривалась смертная казнь. Ответственность за посягательство на жизнь, свободу членов царствующего дома, низвержение или ограничение власти царя наступала даже при неоконченном деянии.

С развитием капитализма усиливались социальные противоречия, что стало основным фактором роста преступности. Накануне отмены крепостничества видный криминалист Е.Анучин отмечал: «Преступнейшими оказываются именно те сословия, которые находятся в самых неблагоприятных экономических условиях, а самыми нравственными оказываются те, кто наиболее обеспечен с материальной стороны».

В крупных промышленных центрах разлагающее влияние капитализма было наиболее сильным. По сравнению с серединой века, в Петербурге к периоду революционной ситуации 80-х годов число краж увеличилось в 8 раз, а поджогов — в 10 раз [6]. Преступность объективно выражала одну из примитивных и стихийных форм протеста против системы эксплуатации со стороны неимущих классов.

Цели наказания заключались в том, чтобы путем уголовной репрессии исключить

- 38 -

неугодные государству деяния. В данный период большое развитие получили теории исправления и перевоспитания преступников. Но в условиях антагонистического общества реализация этих теорий была неэффективной,

Существовало много видов лишения свободы, специальные наказания за служебные преступления и т. д. До конца века сохранилось деление наказаний на основные (казнь, каторга, заключение и т. д.) и дополнительные (лишение титулов, званий, полицейский надзор и т. д.). Такое деление было следствием карательной деятельности в условиях позднего феодализма (например, лишение дворянства или духовного сана было принудительным изменением сословного статуса :. лица за опасные деяния. Государство «очищало» сословия от неугодных лиц). К началу XX в. появилось условное и условно-досрочное освобождение, стали практиковаться легкие вилы наказаний, применялись I амнистии.

Виды наказаний. Смертная казнь. В середине XIX в. в странах Европы уходило в прошлое увлечение либеральными доктринами эпохи Просвещения.
Ширилось применение смертной казни. Перед правительством России, только что вступившей на путь капиталистического развития, встала задача согласования карательной политики с либеральными буржуазными доктринами. Большинство русских криминалистов отрицательно относились к применению смертной, казни.
Так, Н. Д. Сергеевский писал: «Выше личности человека нет ничего... На этом основании мы должны прямо признать, что смертная казнь в современном государстве противоречит его существенной черте». Выход был найден в том, что при существенном ограничении применения казни по действующему уголовному праву она стала применяться по особому законодательству в местностях, объявленных на военном положении.

По общему законодательству казнь назначалась за преступления государственные и карантинные (сопротивление карантинным властям, поджог карантинного здания и т. д.). Последнее объяснялось тем, что нарушение карантинных правил могло повлечь массовое распространение чумы и холеры, способы борьбы с которыми были несовершенны. По действовавшему военному законодательству смертная казнь применялась за мародерство, грабежи и т. д.

В 1863 году, в связи с польским восстанием, генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении. Важнейшие дела переходили в ведение военного суда, что облегчало вынесение смертных приговоров по чрезвычайным законам. В связи с

- 39 -

революционной ситуацией 1879—1881 гг. репрессия усилилась. Вводились должности временных генерал-губернаторов, чем облегчалось применение чрезвычайных законов. Во второй половине XIX в. по чрезвычайным законам было казнено в десятки раз больше лиц, чем по обычному законодательству.
Указ от 9 августа 1878 г. относил к ведению военных судов (с возможностью вынесения смертных приговоров) сопротивление властям, нападение на полицию и войска [7]

Тюремное заключение. В XIX веке в Америке и Европе в качестве наказания предпочиталось тюремное заключение. В условиях растущей преступности лихорадочно вырабатывались доктрины «исправления преступников». Тюремное заключение в буржуазном обществе выполняло две функции. Оно способствовало безопасности государства путем изоляции преступников и позволяло проводить мероприятия по «исправлению» путем введения в местах заключения специальных принудительных работ. Последнее буржуазные правительства могли представить как акт гуманизма.

Однако в условиях антагонистического общества неразрешима проблема социальных целей перевоспитания. Криминалисты подвергали тюремное заключение уничтожающей критике (С.В.Познышев).

С отменой крепостного права долгое время подготавливалась «тюремная реформа». В 1879 году руководство тюрьмами сосредоточилось в Главном тюремном управлении. В местах заключения стал активно практиковаться труд, улучшилось медицинское обслуживание и материальное положение заключенных и т. д. Но режим в местах заключения так и не был унифицирован. Он зависел от устройства мест лишения свободы, чисто местных условий. К заключенным могли применяться специальные виды наказаний: розги (до 50 ударов), трехдневный перевод на хлеб и воду, помещение в темный карцер (до 1 месяца).

Закон предусматривал и другие виды лишения свободы: заключение в крепость, исправительный дом, арест.

Ссылка и каторга. Каторга была срочная (до 20 лет) и бессрочная.
Применялась она в особенности за государственные и тяжкие уголовные преступления. Отбывали каторгу на рудниках, в Сибири, на Сахалине. Женщины на рудниках не работали. Это тяжкое наказание рассматривалось правительством как «исправительное». Устанавливались сроки, по истечении которых каторжане «примерного поведения» могли переводиться на более легкий режим.

- 40 -

Соответственно увеличивалось время отдыха, уменьшалась степень надзора, со временем они могли даже строить дома и вступать в брак. Отбывшие каторгу переводились в разряд ссыльнопоселенцев, им отводилось жительство в отдаленных местах. С каторжными работами соединялось лишение прав состояния, титулов и т. д. Ссылка представляла собой принудительное поселение в отдаленных местах, преимущественно в Сибири. Правительство пыталось «привязать» ссыльных к новому месту жительства и обезопасить центры страны от нежелательных лиц. Для ссыльных предусматривались некоторые льготы по приобретению имущества по месту ссылки.


Для политических преступников каторга и ссылка были школой борьбы с правительством. Исправить же уголовные элементы каторга не могла. По замечанию видного криминалиста С.В.Познышева, «в неприглядных условиях ссыльной жизни таились для преступников новые соблазны и искушения» [8]

Телесные наказания. С отменой крепостного права буржуазная либеральная уголовно-правовая теория получила возможность расценивать телесные наказания как безнравственные. Реформа в этой области стала очевидной.
Комиссия 1861 года признала, что телесные наказания «противны христианству и нравственности», а «свобода и право собственности действительны лишь при ограждении чести и личного достоинства». К тому же «телесные наказания не достигают своих целей». Указом от 17 апреля 1863г. отменены телесные наказания для женщин, дополнительные телесные наказания, запрещалось наложение клейм и знаков на преступников. Ограничивалось применение розог.
К духовенству, учителям, крестьянской администрации они вообще не применялись. В армии отменились шпицрутены. Уложение о наказаниях в редакции 1866 года еще более ограничило применение розог. Как самостоятельный вид наказаний они могли применяться лишь по приговорам волостных судов (до 20 ударов). Но Воинский устав 1869 года сохранил розги как дисциплинарное наказание. В 1871 году отменялись шпицрутены для ссыльных, в 1885 году исчезли розги. Лишь в 1900 году были уничтожены телесные наказания для бродяг, а в местах лишения свободы розги сохранялись вплоть до Февральской революции.

Судебный процесс. Провозглашенные в ходе реформ буржуазные принципы судебного процесса оставались в целом неизменными до начала XX в. С укреплением свободного статуса

- 41 -

крестьянства они постепенно распространялись на всю массу населения. Однако реакционные круги делали попытки сузить буржуазные завоевания в судопроизводстве. Усиливались попытки административного разрешения дел, при котором можно было не считаться с установленными процессуальными принципами. Особенно это наблюдалось в политической сфере. С конца 70-х годов реакционные круги в правительстве вообще сделали попытку поставить суд под контроль администрации. Суд присяжных оттеснялся от рассмотрения политических дел. С 1883 по 1900 гг. число административно наказанных за политическую деятельность возросло в 5 раз. Усилилась роль военных судов.

Теория свободной оценки доказательств заменила формальную. Эта теория, которой руководствовалась судебная практика, означала, что задача суда состоит в поиске объективной (материальной) истины. Решения суда должны соответствовать истине, для чего необходим был тщательный разбор дел и анализ доказательств без всякого вмешательства извне. Мерилом достоверности было внутреннее убеждение судей. Судьи несли уголовную, гражданскую и дисциплинарную ответственность за необоснованные приговоры. Это побуждало суды исследовать письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и т. д. В приговорах и решениях суд был обязан приводить
«обстоятельства, на которых они основаны». Судебные уставы предусматривали отстранение судей по причине имущественной или иной заинтересованности в деле, родственных отношений.

Перевод судопроизводства в рамки буржуазной законности потребовал четкой регламентации процессуальных действий. Закон подробно определял производство экспертизы, обыска, представление доказательств, меры пресечения. Воплощая идеи буржуазного равенства, судебные уставы закрепили формальное равенство сторон. В сфере гражданского судопроизводства стороны получили одинаковые процессуальные права. Суд обязан был выслушивать объяснения как истца, так и ответчика. В уголовном судопроизводстве обвинение и защита получили право представлять доказательства, отводить свидетелей и допрашивать стороны в присутствии друг друга, давать объяснения суду у опровергать доводы противной стороны.

Наиболее существенные перемены имели место в системе общих судов.
Гражданский процесс носил здесь исковой характер. Заинтересованная сторона подавала исковое прошение, где указывала на неправомерные действия ответчика или нарушенное право. Течение процесса во многом зависело от активности сторон: они представляли ходатайства, доказательства, настаивали на привлечении свидетелей. Обстоятельства доказывала сторона, представившая

- 42 -

доказательства. В предварительной стадии судом осуществлялась основная подготовка к слушанию дела. В ходе судебного разбирательства многое зависело от квалификации адвоката. Буржуазная сущность процесса проявлялась в господстве принципа: суд не может выходить за пределы требований сторон.
Исходя из этого стороны могли заключить мирное соглашение. Суд не мог по собственному почину собирать справки и документы. Но он должен был заботиться о надлежащем выяснении обстоятельств, побуждая стороны восполнить пробелы в доказательствах. После слушания дела суд выносил решение. При несогласии стороны могли обжаловать его во вторую инстанцию
(судебная палата). В кассационном порядке дело могло быть пересмотрено высшей инстанцией — департаментом Сената.

Уголовный процесс. Буржуазная законность требовала четкой регламентации всех процессуальных действий. Исходя из этого теория и практика большое внимание уделяли стадиям процесса, что позволяло законодательно конкретизировать действия сторон в процессе.

Предварительное следствие (сюда входило и дознание) начиналось после заявления частных и должностных лиц, в случае обнаружения признаков преступления — прокуратурой и полицией. После вступления в процесс следователя полиция продолжала оказывать ему содействие. Контролировала следствие прокуратура. По его завершении она проверяла дело и передавала его судебным органам. Следователь не мог по собственному почину прекратить следствие, это делал соответствующий суд. По политическим делам дознание проводилось жандармскими органами.

Судебное следствие. До предания суду судебные органы в распорядительном заседании решали все сомнительные вопросы, разбирали жалобы и заявления, утверждали состав суда и т. д. Здесь в процесс вступал защитник. Затем дело назначалось к слушанию. В ходе судебного следствия исследовались доказательства, заслушивались свидетели и т. д. После прений обвинения и защиты последнее слово предоставлялось подсудимому. Затем выносился приговор.

Исполнение приговора. Приговоры суда с участием присяжных заседателей были окончательными, если в установленный срок они не опротестовывались прокурором в Сенат. В случае отказа Сената могло иметь место прошение о помиловании к царю. Приговор суда без участия присяжных заседателей обжаловался в вышестоящий суд (из окружного суда в судебную палату).
Вступивший в законную силу приговор подлежал исполнению полицейскими и тюремно-административными органами. С изъятиями из общего порядка рассмотрения проходили дела по должностным преступлениям. Дело возбуждалось

- 43 -

соответствующим ведомством. Чиновники высших классов привлекались к ответственности лишь с согласия царя. В этой сфере сильна была роль административных распоряжений, чем нарушался принцип отделения судебной власти от исполнительной. При вынесении приговоров учитывались прошлые заслуги виновного. Таким образом, сам процесс служил формой защиты царской администрации.

В местных судах процесс носил упрощенный характер. В мировом суде мировой судья практически единолично вел следствие, руководил сбором доказательств, выносил приговор. Регламентации стадий здесь не было. В волостном крестьянском суде производство определялось не общими законами, а положением о крестьянах. Порядок рассмотрения был упрощенным, решение суда кратко записывалось. Доказательства подменялись свидетельскими опросами и показаниями местных домохозяев. Приговоры суда считались окончательными.

Буржуазные реформы 60—70-х годов XIX в. в России открыли путь для развития капиталистических отношений. Осуществление крестьянской реформы повлекло за собой целый ряд преобразований в различных сферах: в системе местного управления, суда, финансов, армии и т. п. Все эти изменения носили явно выраженный буржуазный характер, однако особенности социально- политической и государственно-правовой структур наложили на них свой отпечаток. Сохранение монархической, абсолютистской формы правления, помещичьего землевладения, различных сословных институтов препятствовало развитию этих процессов.

Вывод

«Революция 1905—1907 годов — первая народная революция эпохи империализма
— показала силу рабочего класса, явилась прологом грядущих побед пролетариата». Это была буржуазно-демократическая революция, гегемоном которой стал пролетариат, действовавший в союзе с крестьянством. Она оказала огромное влияние на революционное и национально-освободительное движение во многих странах. Так, революционные события произошли в
Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии. Революция 1905—1907гг. оказала серьезное воздействие на народы Азии — Китай, Индию, страны
Ближнего Востока

Революция 1905—1907 годов обогатила массы большим политическим опытом, подняла их к сознательному историческому творчеству. Были открыты новые формы и средства классовой борьбы. Как отмечал В. И. Ленин, народ «получил боевое крещение. Он закалился в восстании. Он подготовил ряды бойцов, которые победили в 1917 году»

- 44 -

-----------------------

[1] О 80-летии революции 1905—1907 годов в России. Постановление ЦК КПСС.
— Коммунист, 1985, № 2, с. 3.

[2] Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 5, 6.

[3] О 80-летии революции 1905—1907 годов в России. Постановление ЦК КПСС.
— Коммунист, 1985, № 2, с. 3.

[4] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 63—64, 317.

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 63.

[6] См.: Остроумов С. С. Преступность и ее причины в дореволюционной
России. М., 1980, с. 24—56.

[7] См.: Викторский С. Н. История смертной казни в России и современное ее состояние. М., Х912, с. 293—309.

[8] Познышев С. В. Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права. М., 1912, с. 539.


-----------------------

п/п

Подпись

руководителя



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.