Рефераты. Теория правового государства в дореволюционной России p> Контрреформы 1880—1890 гг. Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу: прежде всего стали все чаще практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. Другим обходным путем явилось примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков». С нарастанием реакции в стране система административной репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел, рассматривавшихся в общих судебных инстанциях. Так, по известному политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых. Однако после оправдательного приговора эти люди были в административном порядке подвергнуты ссылке на поселение. Телесные наказания, отмененные Указом 1863 года, на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета министров.

В 1871 году дознание по государственным преступлениям было официально передано корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции,

- 29 -

который мог направлять их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в административном порядке.

В июне 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. В 1874 году из ведения общих судов изымаются дела об организации «противозаконных сообществ» и участии в них; в 1878 году — дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 году было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено «положение чрезвычайной охраны», и оно могло быть распространено на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

В 1889 году вступает в действие Положение о земских участковых начальниках, разрушившее идею о раздельности судебных и административных властей. Этим законом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов: их число существенно сократилось. В уездах вместо мировых судей вводился, институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль. над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для этой должности устанавливались: высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи; высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые

- 30 -

министром юстиции.

Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным пред-; водителем дворянства. Таким образом, большинство » мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 году рядом с кассационными департаментами Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.

Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда, в 1887 году провозглашается право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в
1891 году резко сужается гласность гражданского судопроизводства.

Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение ими телесных наказаний и пр.), с 1889 года подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей. Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной — губернские присутствия, т. е. органы по своему существу административные.

Волна контрреформ захватила в 80—90-е годы и сферу органов местного самоуправления. В 1890 году было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства в первой курии: в нее входили исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.
Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усилился контроль администрации — земских начальников и губернатора; губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое

- 31 -

постановление земского собрания, если оно «не соответствовало общим государственным пользам и нуждам» либо «нарушало интересы местного населения».

В 1892 году было принято новое Городовые положения. Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то, согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежавшего им имущества).

Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—70-е годы ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е годы наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам. Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственно-правового развития России.

Право

Особенности развития права и его источники. Некоторые буржуазные принципы проникали в право еще до отмены крепостничества. Этому способствовала кодификация законодательства. Как свидетельство буржуазного развития права в XIX веке кодексы активно издавались в европейских странах — Италии,
Бельгии, Швеции и т. д. В России бюрократия негативно относилась к изданию четких отраслевых кодексов, усматривая в этом возможность ограничения действий властей. Поэтому система права сохранила здесь консервативные черты. Необходимость издания отраслевых кодексов сознавалась, но работа кодификационных комиссий растягивалась на долгие годы, а проекты кодексов до конца столетия так и не вступили в силу. Шел медленный и постепенный процесс приспособления права к условиям буржуазного общества. На базе дореформенных кодификационных, работ издавались второе и третье Полное собрание законов. В них большое место занимало уже новое пореформенное законодательство. Действующие правовые нормы издавались в Своде законов.

В области уголовного права сохранила действие большая часть норм Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1866 и 1885 гг. вступили в силу его новые редакции, содержание которых было согласовано с текущим пореформенным законодательством. Однако и они страдали известными пробелами и казуистичностью. Накапливался новый законодательный материал.
Некоторые криминалисты характеризовали Уложение к концу столетия как
«совершенный анахронизм».

- 32 -

Десятый том Свода законов (частично и другие тома) был основным источником гражданского права. Значительную часть гражданско-правовых норм содержали также акты, изданные в ходе реформ и дальнейших преобразований:
Судебные уставы. Положения о земских начальниках. Временные правила о волостном суде и т. д. Они же были важнейшими источниками процессуального права.

Обычай в ограниченном виде сохранил значение источника. Он применялся в национальных окраинах, особенно в регионах мусульманского права. Обычай применялся волостными судами в крестьянских имущественных спорах и при рассмотрении мелких проступков. В торгово-промышленной сфере к обычаям обращались при отсутствии закона. Правило, что обычай применялся при отсутствии нормы права, стало общим принципом правовой жизни. Но это применение обычаев не должно было противоречить закону.

В новых условиях правительство стремилось к усилению административного контроля во всех государственно-правовых сферах. Важнейшие законодательные акты не могли вступить в силу без одобрения царя. В семейных отношениях и судопроизводстве над лицами духовного звания сохранилось влияние церковного права. Эти факторы сдерживали, но не могли остановить буржуазной эволюции права. В юридической практике оформились основные отрасли права — государственное, уголовное, гражданское, процессуальное и т. д. Резко активизировалась законодательная деятельность. Новое законодательство учитывало потребности буржуазного развития. С 1863 года стало издаваться периодическое Собрание узаконенной и распоряжений правительства (под контролем Сената). Там печатались уставы акционерных компаний, уставы кредитных обществ, постановления министров, сенатская практика. Новое законодательство часто противоречило действующему. Толкование права было в ведении Сената, который постепенно приспосабливал устаревшие положения к потребностям правового развития буржуазного общества. Место сенатских разъяснений не определялось с полной ясностью, но министры и ведомства подчеркивали, что они являются обязательными для юридической практики.
Отдельные постановления Сената получали высочайшее утверждение и становились законами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.