Рефераты. Теория правового государства в дореволюционной России p> Российская буржуазия не только не возглавила революционную борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но и стремилась не допустить дальнейшего развития революции.

Буржуазию не удовлетворяли сохранение ее сословного неравноправия с дворянством, а также отсутствие доступа к высшим постам в государственном аппарате. Она хотела ликвидации сословных ограничений, упразднения всех препятствий развитию торговли и промышленности, совершенствования законодательства. Но, тесно связанная с царизмом и напуганная революцией, буржуазия готова была идти на сделку с самодержавием, не встала на путь революционной борьбы.

Революционные события начались с «кровавого воскресенья» — 9 (22) января
1905 г. в ответ на расстрел мирной демонстрации петербургских рабочих, шедших с петицией к царю. Наибольшего подъема революция достигла в конце
1905 г., когда была организована всеобщая политическая забастовка (в октябре) и были подняты вооруженные восстания (в Москве и некоторых других городах).

В ходе революции возникли массовые органы революционной борьбы — Советы рабочих депутатов. Один из первых Советов — Иваново-Вознесенский Совет уполномоченных (весна 1905г.). 13 октября 1905г. образован Совет рабочих депутатов Петербурга, в ноябре — Совет рабочих депутатов Москвы. Советы рабочих депутатов возникли в Нижнем Новгороде, Твери, Харькове, Ростове и многих других городах. Кроме Советов» рабочих депутатов возникали Советы солдат ступил рабочий класс, применивший в этой революции свои пролетарские средства и формы борьбы (всероссийскую политическую стачку, вооруженное восстание и др.)

Советы были созданы революционным творчеством народных масс. В первое время они представляли собой стачечные комитеты, но постепенно превратились в органы политической

- 11 -

борьбы.

Единообразия в организации и порядке выборов в Советы не было. Но тем не менее определились некоторые важные общие принципы: Советы имели представительный характер; выбирались на демократических выборах путем тайного или открытого голосования; в их состав входили и женщины; образовывались исполнительные комитеты (или президиумы) и комиссии; депутаты отчитывались перед избирателями; депутаты, не оправдавшие доверия, заменялись новыми; избиратели давали депутатам наказы; широко привлекались к заседаниям Советов рабочие.

В процессе своей деятельности Советы противопоставляли себя как боевые политические органы революционной борьбы рабочих правительственным органам.
Они осуществляли меры революционно-демократического характера — создавали боевые дружины, рабочую милицию, захватывали типографии, печатали свои издания, вводили свободу печати и другие демократические права (свободу слова, митингов, демонстраций).

Московский Совет (как и некоторые другие) под руководством большевиков стал органом руководства вооруженным восстанием. Опыт Советов был обобщен
В. И. Лениным, который увидел в них зачатки организации новой, революционной власти.[4]

«В политическом отношении, — писал он, — Совет рабочих депутатов следует рассматривать как зародыш временного революционного правительства» [5].

Решающее значение в этом отношении имело руководство Советами со стороны большевистской партии. ЦК партии рекомендовал создавать в Советах большевистские фракции, через которые оказывать свое влияние или руководить работой Советов.

Большинство из существовавших в 1905 году Советов (44 из 55) оказалось под влиянием большевиков и действовало как зачаточные органы новой революционной власти.

Отмена крепостного права. Общественный строй

В первой половине XIX в. в России явственно обнаружился кризис феодально- крепостнического строя. Рождение капиталистической фабрики требовало свободного найма

- 12 -

рабочей силы. Крепостное право сдерживало развитие рынка во всех отраслях экономики. К середине века интенсивно развивалось крестьянское предпринимательство. Помещичье хозяйство втягивалось в товарный оборот и приспосабливалось к буржуазным условиям. Многие помещики не сумели этого сделать, разорялись, закладывали свои земли.

Втянутая в орбиту международной политики, Россия нуждалась в таком же экономическом потенциале, как и страны Запада. Но крепостное право не позволяло достигнуть необходимого уровня.

Благосостояние государства приобреталось за счет увеличения эксплуатации крестьян, которая достигла предела. В сельском хозяйстве наблюдался регресс. Европейская революция 1848 года отразилась на русской почве ростом революционного движения. Бунты крепостных в 50-е годы приобрели значительные размеры. Наступил общий кризис феодально-крепостнической системы. Поражение в Крымской войне показало необходимость коренной перестройки государственной жизни. Война вызвала невиданный промышленный подъем. Строились новые фабрики, расширялись старые. С 1856 по 1860гг. возникло больше акционерных компаний, чем за предыдущие 20 лет. Вскоре, однако, последовал экономический застой. Он совпал с революционной ситуацией 1859—1861 гг. Лишь коренные реформы могли теперь спасти правящий режим.

Подготовка крестьянской реформы. Наиболее дальновидная часть бюрократии осознала неизбежность падения крепостного права. В адрес царя поступали различные проекты. Но большая часть дворянства была настроена против его отмены. Выступая перед московским дворянством, Александр II с раздражением сказал: «Лучше, господа, чтобы освобождение пришло сверху, чем ждать, пока оно придет снизу». 3 января 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу под руководством шефа жандармов А. Ф. Орлова.
Внутри господствующего класса развернулась борьба за меры и формы уступок крестьянству. Были образованы соответствующие губернские комитеты, а
Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Программа освобождения складывалась в борьбе реакции с либеральным лагерем по вопросу о выкупе и земле. К 1859 году революционная ситуация ускорила решение вопроса. Были созданы редакционные комиссии, где сосредоточилась работа по выработке нового законодательства.

Верх постепенно брали консервативные силы, которые диктовали правила выкупа и наделения землей.

- 13 -

Разрабатывался проект деятельности мировых посредников из дворян с высоким имущественным цензом, которые получали широкие права в реализации нового законодательства. В результате подготовленная реформа носила половинчатый характер и была направлена на общественно-экономическое развитие при сохранении остатков крепостничества.

Основные положения реформы. Правовое положение крестьян. Статья 1 Общего положения о крестьянах отменяла крепостное право. До заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в «пользование» крестьян.

Отношения, возникшие в процессе наделения землей, регламентировались местными положениями. Наделение землей проходило по добровольному соглашению крестьянина и помещика. С учетом плодородности земля делилась на категории, и для каждой местности устанавливалась высшая и низшая земельная норма. Крестьянин не мог требовать больше высшей, а помещик — давать меньше низшей нормы. Спорные вопросы решались при содействии мирового посредника.
Землей наделялись лишь лица мужского пола. В ряде случаев (например, при наличии полезных ископаемых) помещик имел право принудительного обмена крестьянских наделов на другие земли.

Правовое положение крестьян-собственников не было четко регламентировано законом. В течение первых 9 лет они сохраняли временно обязанное состояние с ограничением в распоряжении землей.

Выкупной договор между помещиком и крестьянами (или крестьянской общиной) на усадебный и пахотный надел утверждался правительственными инстанциями.
После его утверждения все поземельные отношения между сторонами прекращались, и крестьяне поступали в разряд собственников. Провозглашая крестьянина собственником, закон ограничивал права распоряжения, поскольку во многих регионах сохранялась крестьянская община и земля находилась под ее контролем. Но там, где общинные порядки были раз-рушены, сразу вводился подворно-участковый принцип землевладения с правом наследственного распоряжения землей. Но во всех случаях в течение 9 лет нельзя было ею распоряжаться. Движимое имущество (рабочий скот, орудия труда) сразу становилось крестьянской собственностью. Собственностью крестьянина также становилась недвижимость, приобретенная ранее на имя помещика. Крестьянин получил право приобретать движимое и недвижимое имущество путем договоров
(купли-продажи, мены и т. д.).

На освобожденных крестьян распространялось действие общих гражданских законов. Им

- 14 -

предоставлялись личные и имущественные права свободных сельских обывателей.
Крестьяне и крестьянские общества могли заключать договоры с частными лицами и казной. Однако земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров, что сдерживало крестьянский товарооборот.
Крестьяне могли заниматься торговлей, открывать фабрики, вступать в гильдии, но эти права реально распространялись лишь на ничтожную долю зажиточных хозяйств. Крестьяне могли обращаться в суд, получали равные с другими сословиями процессуальные права, имели возможность отлучаться с места жительства, поступать на службу и отдавать детей в учебные заведения на основании правил о податных сословиях.

С прекращением временно обязанного состояния снимались преграды развитию крестьянской собственности (если это не сдерживалось общиной). Однако для большинства крестьян выкупные платежи растянулись на долгие десятилетия.
Лишь спустя полвека революция 1905—1907гг. заставила правительство отменить плату за землю.

Выкупные платежи были тяжелым и далеко не единственным бременем.
Освобожденные крестьяне платили подушную подать государству, а также местные и государственные подати и сборы. Сюда входили налоги на нужды сельского общества, волостные расходы. Сельское общество отвечало за исправность платежей своих членов при любых формах землепользования. Оно могло применять принудительные меры к неисправным плательщикам.

За усадебную и полевую землю крестьяне платили выкуп. Стоимость земли крестьянских наделов оценивалась в 544 млн. руб. Выплатить даже часть этой суммы крестьянам было не под силу. Поэтому помещик получал примерно четверть стоимости надела в виде ссуды от государства. Стоимость земли выплачивалась крестьянами постепенно в течение 49 лет. В основу выкупа легла не фактическая стоимость земли, а «денежный оброк в пользу помещика».
Правительство стремилось сохранить дореформенный уровень помещичьих доходов, установив постоянный годовой 6%-ный капитализированный оброк. Это была постоянная форма помещичьего дохода, и крестьяне должны были выплатить
867 млн. руб. Но с учетом роста процентов крестьяне реально выплатили сумму, в четыре раза превышающую фактическую стоимость земли. Удельные и государственные крестьяне освобождались на более выгодных условиях и получали большие наделы. Дворовые люди освобождались без земли и получали только свободу. Часть из них стала работать по найму, но положение их, не знавших ремесла, было тяжелым. В национальных окраинах освобождение происходило в соответствии с особыми правилами. В ряде мест (например, в
Польше) под действием революционных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.