Рефераты. Таможенное право Российской Федерации

·        активное способствование разрешению дела;

·        добровольное устранение вредных последствий правонарушения;

·        совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

·        совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

·        совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил, является примерным, а не исчерпывающим. Поэтому должностное лицо таможенного органа РФ, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность и другие обстоятельства, не указанные в ТК РФ (например, другие особенности семейного положения, добросовестное отношение к труду,
хорошее поведение в быту и т.п.).

Следует, однако, подчеркнуть, что обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, входят в предмет доказывания. Поэтому смягчающие обстоятельства в любом случае должны быть установлены процессуальными
средствами доказывания и другими материалами дела.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за нарушение таможенных правил, в ТК РФ является исчерпывающим или, как называют его иногда, закрытым. Это означает, что должностное лицо таможенного органа РФ, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, не вправе признавать отягчающими другие обстоятельства, не указанные в ТК РФ.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, являются:

·        продолжение противоправного поведения, несмотря на требования должностного лица таможенного органа РФ прекратить его;

·        повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;

·        совершение   нарушения   таможенных   правил   лицом, ранее   совершившим   контрабанду   или   иное   преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ;

·        вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил;

·        совершение нарушения таможенных правил группой лиц;

·        совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

·        совершение  нарушения таможенных правил в состоянии опьянения.

Должностное лицо таможенного органа РФ, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность.

Важным принципом назначения взыскания за нарушение таможенных правил, которым должны руководствоваться должностные лица таможенных органов, является индивидуализация взыскания, т. е. смягчение или усиление его на основе оценки всех материалов и обстоятельств данного дела. Этот
принцип предполагает соблюдение ряда законодательных правил: во-первых, при совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без погашения менее строгой меры воздействия более строгой мерой (ст. 238 ТК РФ); во-
вторых, должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, определяет вид и размер взыскания в пределах, установленных санкцией правовой нормы. Выйти за пределы санкции применяемой статьи должностное лицо таможенного органа может лишь при назначении более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ, с обязательным указанием
мотивов наложения взыскания ниже низшего предела либо неназначения дополнительного взыскания (ст. 239 ТК РФ).

Наложение взыскания за нарушение таможенных правил оформляется постановлением по делу о нарушении таможенных правил, а в случае использования упрощенной формы применения взыскания в виде предупреждения или штрафа -актом о наложении взыскания.


2.3. Понятие и принципы административного производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения

Административное производство по делам о нарушениях таможенных правил - один из видов правоохранительной деятельности таможенных органов РФ, ее важная составная часть. Оно представляет собой систему совершаемых в определенном порядке различных процессуальных действий, предусмотренных ТК РФ, а в части, не урегулированной им, - законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Эти процессуальные действия совершаются должностными лицами таможенных органов РФ, а также другими участниками административного производства; они порождают определенные административно- процессуальные отношения, складывающиеся в процессе административного расследования и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил.

Производство по делам о нарушениях таможенных правил и  их  рассмотрение  как  вид административно-процессуальной деятельности осуществляется на основании общеюрисдикционных  принципов, закрепленных в Конституции РФ, других законодательных актах, а также вытекающих из специфики таможенных правоотношений,  регулируемых административно-правовыми нормами.

Такими принципами являются:

1. Принцип законности. Этот принцип при производстве по делам о нарушениях таможенных правил выражается прежде всего в том, что все действия должностных лиц таможенных органов   РФ,   а  также  других  участников   административного процесса, должны соответствовать закону.

Это  означает,  в частности,  что меры административного
взыскания за таможенные правонарушения могут быть применены в пределах предоставленной компетенции только уполномоченными на то таможенными органами и их должностными лицами.

При этом исключается возможность ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил и его рассмотрении должностными лицами таможенных органов, если они:

во-первых, ранее участвовали в производстве по данному делу или в его рассмотрении в качестве участников административного производства;

во-вторых, если они являются родственником физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые участвовали в производстве по делу о нарушениях таможенных правил либо в его рассмотрении;

в-третьих, если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что должностное лицо таможенного органа РФ лично, прямо или косвенно, заинтересовано в исходе дела.

Соблюдение принципа законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил обеспечивается:

·        систематическим ведомственным контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и должностных лиц;

·        прокурорским надзором;

·        правом обжалования действий должностных лиц и другими, предусмотренными законодательством РФ, способами.

Принцип законности при производстве по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении предполагает не только проведение всего административного производства по делу в рамках и на основании закона, но и исходит из недопустимости оглашения материалов процессуального расследования по делу до его рассмотрения без разрешения должностного
лица таможенного органа, ведущего производство, либо начальника или его заместителя этого или вышестоящего таможенного органа РФ.

2. Принцип оперативности (быстроты) в производстве по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении.

Этот принцип находит свое выражение в установлении в законодательном порядке сравнительно кратких сроков для осуществления всего комплекса административно-процессуальных действий, совершаемых в процессе административного производства по делам рассматриваемой категории.

При этом производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела. Этот срок может быть продлен уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов РФ, но лишь в пределах сроков наложения
взысканий за нарушение таможенных правил (т. е. не более двух месяцев в отношении нарушений таможенных правил, совершаемых физическими или должностными лицами, и не более 6 месяцев в случаях привлечения к ответственности юридических лиц).

3. Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств нарушения таможенных правил (принцип объективной истины). Этот принцип имеет особое значение для деятельности таможенных органов РФ, которые не только возбуждают дела о нарушениях таможенных правил, но и сами их расследуют, рассматривают по существу и назначают соответствующие взыскания. При такой ситуации требуется максимум ответственности и всесторонности, проявление тщательного изучения всех необходимых условий и обстоятельств, связанных с рассматриваемым нарушением таможенных правил.

Всесторонность, полнота и объективность процессуального расследования нарушения таможенных правил предполагает прежде всего исследование обстоятельств, подлежащих доказыванию и составляющих предмет доказывания. К ним относятся:

а)      событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства   совершения  нарушения  таможенных правил), Сюда же следует отнести и такое обстоятельство, связанное с установлением истины по делу, как квалификация нарушения таможенных правил;

б)      виновность физического лица или должностного лица;

в)      факт совершения нарушения таможенных правил предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

г)      обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;

д)      причины и условия, способствовавшие совершению нарушения таможенных правил.

4. Принцип элементарной состязательности.

Суть этого принципа состоит в разделении функций обвинения, защиты и разрешения дела между таможенными органами РФ и их должностными лицами, с одной стороны, и лицами, привлекаемыми к ответственности за нарушения таможенных правил, - с другой:

Состязательность заключается в том, что стороны в административном процессе производства по делам о нарушениях таможенных правил (таможенные органы, с одной стороны, и лица, привлекаемые к административной ответственности, - с другой), а также все другие участники административного процесса имеют широкую возможность с использованием предоставляемых им процессуальных прав отстаивать свои интересы
и влиять на результаты производства по делам о нарушениях
таможенных правил на всех его стадиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.