Рефераты. Таможенное право Российской Федерации

Законную силу правовые нормы об ответственности за нарушения таможенных правил приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. В настоящее время порядок вступления в силу законов
РФ установлен Федеральным законом РФ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. По общему правилу законодательный акт вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования, если иное не предусмотрено самим актом. Федеральные
конституционные законы и федеральные законы в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ должны быть опубликованы в "Российской газете" и в Собрании законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые пункты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Большое значение для борьбы с нарушениями таможенных правил имеют нормативные приказы ГТК РФ, издаваемые им положения, правила, инструкции, а в некоторых случаях и методические рекомендации, указания, распоряжения, информационные письма. В них иногда содержатся нормативные правовые предписания общего характера, имеющие непосредственное отношение и к вопросам борьбы с нарушениями таможенных правил.

2.2. Понятие и виды административных взысканий
за нарушения таможенных правил

Административные взыскания за нарушения таможенных правил - это меры ответственности за таможенные правонарушения. Они применяются таможенными органами (должностными лицами таможенных органов) и обладают рядом общих характерных признаков.

Во-первых, административные взыскания за нарушения таможенных правил всегда выражают реакцию государства па правонарушение в виде отрицательной оценки как совершенного правонарушения, так и самого правонарушителя.

Эта оценка дана прежде всего в норме закона, а при ее применении она отражается в определенном управленческом решении таможенного органа (должностного лица), выступающего от имени государства и наделенного в необходимых случаях правом на государственное принуждение. Государственное принуждение не может быть и не является единственным средством обеспечения исполнения правовых норм, но там, где такая
сила отсутствует, там вообще нет самого права, реального исполнения правовых норм.

Во-вторых, административно-правовые взыскания за нарушения таможенных правил по своей социальной сущности и содержанию представляют собой меры принуждения,  причиняющие виновному определенные лишения и страдания.

В-третьих, в ст. 242 ТК РФ содержится исчерпывающий перечень взысканий за нарушения таможенных правил. Другие взыскания, кроме тех, которые предусмотрены в ТК РФ, должностные лица таможенных органов применять не могут. Указанный перечень взысканий за нарушения таможенных правил
включает различные по характеру и тяжести санкции, отражающие различный характер и степень общественной опасности  40 видов нарушений таможенных правил, предусмотренных в ТК РФ.

Наложение  взыскания  за нарушения таможенных правил влечет за собой определенные юридические последствия - лицо, подвергнутое административному взысканию за нарушение таможенных правил, в течение года со дня окончания исполнения взыскания считается наказанным я
административном порядке.

Повторное же совершение в течение года нарушения таможенных правил признается обстоятельством, отягчающим ответственность за нарушение таможенных правил со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе влечёт применение при повторном совершении нарушения таможенных правил более строгого административного взыскания).

В ст. 242 ТК РФ установлены следующие виды взысканий, налагаемые за совершение нарушений таможенных правил:

1.     предупреждение;

2.     штраф;

3.     отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности;

4.     конфискация товаров и транспортных средств (являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил);

5.     взыскание   стоимости   товаров   и   транспортных средств (являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов,  являющихся непосредственными объектами нарушении
таможенных правил);

     6.  конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,    являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Взыскания, предусмотренные в ТК РФ за нарушение таможенных правил, могут быть разделены на три группы:

а)      основные взыскания (предупреждение и штраф);

б)     дополнительные наказания (отзыв лицензии или квалификационного   аттестата   -   п. 3;   конфискация  транспортных средств, на которых перевозились товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами правонарушения - п. 6);

в)      взыскания, которые могут применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного (конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; со специально изготовленными   тайниками,   использованными   для   перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием
предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил - п. 4; взыскание стоимости товаров и транспортных средств,  являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил - п. 5).

Следует отметить, что специфика законодательных конструкций административных санкций за нарушения таможенных правил такова, что в одних случаях законодатель предоставляет должностным лицам таможенных органов право назначить за правонарушение наряду с основным и дополнительное взыскание (ст. 254, 281 ТК РФ и др.), в других же случаях устанавливается обязательное применение и основного, и дополнительного взыскания (ч. II ст. 286 ТК РФ и др.).

Одним из наиболее мягких видов административного взыскания, применяемого за нарушения таможенных правил, является предупреждение.

Оно непосредственно направлено на личность правонарушителя, его применение имеет, в основном, моральный характер и не связано с ограничением каких-либо прав виновного лица.

На практике предупреждение применяется в случае совершения незначительных таможенных проступков и в отношении лиц, впервые или по неосторожности совершающих нарушения таможенных правил.


Эта мера взыскания выносится в письменной форме и должна оформляться постановлением полномочного органа (должностного лица).

Предупреждение применяется в качестве основного взыскания.  В соответствии со ст.  385 ТК РФ взыскание в виде предупреждения может быть применено на месте обнаружения правонарушения в упрощенном порядке (без составления протокола о нарушении таможенных правил) в виде акта о наложении такого взыскания. Здесь, однако, должны быть соблюдены определенные правила и процедуры, предусмотренные в главе 51 ТК РФ.

Вторым видом взыскания за нарушение таможенных правил является штраф, возможность применения которого предусмотрена почти во всех статьях ТК РФ, устанавливающих ответственность за нарушения таможенных правил.

Штраф - мера ответственности имущественного характера, является денежным взысканием и выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

При определении видов штрафа и его размеров таможенное  законодательство  учитывает специфику  отдельных видов нарушения  таможенных  правил,   особенность  этих деяний   с точки зрения всех элементов составов правонарушений, причиняющих ущерб  экономическим интересам  государства.   В ТК РФ применяется несколько видов штрафа.

Во-первых, штраф определяется применительно к минимальному месячному размеру оплаты труда. Максимальный размер такого штрафа равен 500 минимальных месячных размеров оплаты труда (ст. 286 ТК РФ), а минимальный - 3-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда (ст. 250 ТК РФ).

В  большинстве  составов нарушений таможенных правил он исчисляется, исходя из минимальной оплаты труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения.

Во-вторых, в ТК РФ штраф за нарушение таможенных правил определен в виде суммы начислений в процентном отношении,   исходя   из   стоимости   товаров   и   транспорта средств,   под  которой  понимается  их  свободная   (рыночная
цена на день обнаружения правонарушения.

В-третьих, в отдельных статьях ТК РФ штраф установлен в виде кратной суммы  неуплаченных платежей (ст. 285   ТК РФ) в связи с предоставлением таможенных льгот.

Применительно    к   стоимости   товаров    и   транспортных средств максимальный размер штрафа установлен в размере 200% стоимости (ч. 1 ст. 271, 275, 279 ТК РФ), до 300% стоимости (ст. 276, 277 ТК РФ), а минимальный - от 2 до 10% стоимости товаров и транспортных средств (ст. 252 ТК РФ).

Штраф во всех случаях может быть назначен только в качестве основного наказания. Должностным лицам таможенных органов предоставлено право определять размер штрафа с учетом конкретных обстоятельств и материалов того или иного дела, исходя из санкций соответствующих статей ТК РФ.

За нарушения таможенных правил может быть применено и такое административное взыскание как отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных ТК РФ. Этот вид взыскания может быть
применен к двум категориям лиц:

·        к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;

·        к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам и специалистам по таможенному оформлению.

Таможенный кодекс РФ довольно подробно определяет требования к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и складов временного хранения и характеризует условия, при наличии которых соответствующая лицензия может быть аннулирована или
отозвана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.