Рефераты. Таможенное право: предмет, система, основные принципы деятельности

- отношения в сфере обжалования актов, действий и без­действия таможенных органов и их должностных лиц;

- отношения по установлению и применению таможен­ных режимов, установлению, введению и взиманию та­моженных платежей. При этом при регулировании та­моженных правоотношений, связанных с таможенными
платежами, таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Россий­ской Федерации о налогах и сборах.

Метод таможенного права представляет собой совокуп­ность приемов, способов и средств осуществления таможен­ной политики, реализации норм таможенного законодатель­ства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия:

- императивный метод — это метод властных предписа­ний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с го­сударственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами пове­дения;

- диапозитивный метод — это метод дозволений. Данный
метод правового регулирования таможенных правоот­ношений имеет место лишь тогда, когда поведение участ­ников регламентируется гражданско-правовыми норма­ми (чаще всего при заключении гражданско-правовых
договоров, например при регулировании договора пере­возки).

Основные принципы перемещения товаров и (или) транс­портных средств через таможенную границу Российской Фе­дерации сформулированы в гл. 2 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации. Они также называются принципами таможенного права, среди которых отдельно выделяются:

- принцип законности, который является общим для всех
отраслей российского права. В рамках таможенного пра­ва принцип законности предполагает, что действия участников таможенных правоотношений соответству­ют Конституции Российской Федерации и федерально­му законодательству о внешнеторговой деятельности;

- принцип  взаимности и суверенного равенства госу­дарств, согласно которому все иностранные государства, которые предоставляют Российской Федерации макси­мально возможный доступ товаров на внутренний ры­нок страны, вправе рассчитывать на аналогичные ус­ловия поставки собственных товаров на внутренний рынок Российской Федерации. Принцип взаимности является характерным для международных отношений в целом;

- принцип равноправия, в соответствии с, которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств и право на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях,  не  противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 12 Таможенного кодек­са). Право лиц на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств реализуется в совокупности с обязанностью данных лиц пройти таможенное оформление и контроль, а также соблюдать условия пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами. Согласно п.1 ст.14 Таможенного кодекса все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможен­ную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с актами тамо­женного или иного законодательства Российской Фе­дерации,  при  осуществлении  которых таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавли­вать требования и ограничения. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществле­нии таможенного оформления и таможенного контро­ля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области та­моженного дела в большей степени, нежели это мини­мально необходимо для проведения таможенного ре­гулирования. В соответствии со ст.15 Таможенного кодекса никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска.

Международное право и международные договоры Россий­ской Федерации являются составной частью ее правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законодательством РФ, то применяются правила междуна­родного договора.

Конституция Российской Федерации, определяющая основные направления государственной политики в облас­ти таможенного регулирования. В соответствии со ст. 8 Кон­ституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение то­варов, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности. Данные гаран­тии неразрывно связаны с таможенным регулированием на территории Российской Федерации. Согласно ст. 71 Кон­ституции в исключительном ведении Российской Федера­ции находятся:

- установление системы федеральных органов исполни­тельной власти (в том числе таможенных органов), по­рядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти;

- установление правовых основ единого рынка, финансо­вое, кредитное, таможенное регулирование;

- внешнеэкономические отношения Российской Федера­ции;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, ис­ключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, составляющих таможен­ную территорию Российской Федерации.

В рамках ст. 74 Конституции Российской Федерации дек­ларируются важнейшие принципы таможенного права — сво­бода перемещения товаров и (или) транспортных средств че­рез таможенную границу Российской Федерации; запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений на территории Российской Федерации для свободного перемещения товаров, услуг и финансо­вых средств по территории страны.

Федеральные законы (в том числе федеральные кон­ституционные законы). В данной группе источников тамо­женного права выделяются:

В зависимости от систематизации правовых норм:

- кодифицированные нормативные акты: Таможенный кодекс от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Гражданский кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; текущие федеральные законы;

В зависимости от содержания:

- собственно акты таможенного законодательства (Та­моженный кодекс, Закон РФ «О таможенном тари­фе» и др.);

- акты смежных (пограничных) отраслей законодатель­ства (Гражданский, Налоговый кодексы, Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и др.).

Подзаконные нормативные акты — указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Прави­тельства РФ, нормативные акты Государственного таможен­ного комитета (в форме приказов, инструкций, распоряже­ний, писем, указаний, телетайпов, телеграмм, телефонограмм и т. п.). В соответствии со ст. 5 Таможенного кодекса акты Государственного таможенного комитета подлежат государ­ственной регистрации и официальному опубликованию, они не могут противоречить положениям актов таможенного за­конодательства и иных правовых актов (указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства) или устанавливать дополнительные требования, запреты и ограниче­ния. В том случае, если нормативно-правовые акты данного органа исполнительной власти затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной эконо­мической деятельности, то они могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Некоторыми учеными в самостоятельный вид источников таможенного права выделяется судебная практика, т. е. реше­ния Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам тамо­женного регулирования. Однако данная точка зрения явля­ется весьма спорной.

Относительно действия таможенного законодательства во времени в ст. 4 Таможенного кодекса содержатся следующие правила: акты таможенного законодательства, указы Прези­дента Российской Федерации и постановления и распоряже­ния Правительства РФ применяются к отношениям, возник­шим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением тех случаев, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты улучшают правовое положение лиц, а также в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и международными догово­рами Российской Федерации.

Положения актов таможенного законодательства, иных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при пе­ремещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных пра­вил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм (п. 5 ст. 6 Таможенного кодекса).

Государство возмещает убытки, причиненные лицам вслед­ствие несвоевременного принятия, введения в действие и опуб­ликования нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможен­ными органами. Убытки возмещаются за счет казны Россий­ской Федерации в порядке, установленном гражданским за­конодательством.

 Субъекты таможенного права: их группы и роль в таможенном регулировании. Категория «субъекты таможенного права» несколько шире категории «участники таможенных правоотношений», так как не всегда субъекты таможенного права становятся участ­никами таможенных правоотношений. Однако участники та­моженных правоотношений всегда являются субъектами та­моженного права.

В рамках таможенного законодательства можно выделить две основные группы субъектов таможенного права:

Субъекты, наделенные властными полномочиями в обла­сти таможенного дела (таможенные органы и их должностные лица). В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса таможен­ное дело на территории Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и таможенные органы. Согласно ст. 11 Таможенного кодекса таможенными органами называются федеральный орган исполнительной власти, упол­номоченный в области таможенного дела (Государственный таможенный комитет), и подчиненные ему таможенные орга­ны Российской Федерации, а в некоторых случаях также тамо­женные органы иностранных государств. Таможенные органы Российской Федерации образуют единую федеральную цент­рализованную систему. При этом органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, местного самоуправ­ления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими гноих функций. Данная группа субъектов таможенного права обладает общими функциями в рамках таможенного дела: способствование развитию внешней торговли Российской Федерации; пополнение доходной части бюджета Российской Федерации путем взимания таможенных платежей; пресечение, устранение и предупреждение нарушений в области таможенного законодательства. Ранее в таможенном законодательстве выделялись только две последние функции данной группы субъектов таможенного права.

Субъекты, не обладающие властными полномочиями в обла^ г;ти таможенного дела (физические и юридические лица, участвующие в перемещении товаров и (или) транспортных средсцв через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющие внешнеэкономическую деятельность). Физические лица могут участвовать в таможенных правоотношениях, осуществляя свои права и обязанности, как самостоятелъно (непосредственно), так и через представителя. Таможенный представитель (брокер) — это посредник, со­вершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которое возложена обязан­ность или которому предоставлено право осуществлять тамо­женные операции в соответствии с Таможенным кодексом. При этом декларантом является лицо, которое декларирует товары и транспортные средства, или лицо, от имени которого декларируются товары и транспортные сред­ства.

Физические и юридические лица как субъекты таможен­ного права Могут быть российскими либо иностранными. Российскими признаются юридические лица с местонахож­дением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в рам­ках таможенного права (в отличие от гражданского нрава) индивидуальные предприниматели приравниваются к пра­вовому статусу физических, но не юридических лиц. Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства также являются субъектами таможен­ного права, но с учетом запретов и ограничений, установлен­ных таможенным и иным федеральным законодательством РФ.

Как было сказано ранее, среди субъектов таможенного права могут быть выделены лица, которые не являются не­посредственными участниками таможенных правоотноше­ний, — так называемые заинтересованные лица. В соответ­ствии со ст. 11 Таможенного кодекса заинтересованные лица — это лица, интересы которых затрагиваются реше­ниями, действиями либо бездействием таможенных орга­нов в отношении товаров и (или) транспортных средств не­посредственно и индивидуально.

Система как научно-категориальное понятие — это сово­купность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Как правило, система имеет иерархическую структуру. Сис­тема таможенных органов в соответствии со ст. 402 Тамо­женного кодекса представляет собой совокупность слсдующих таможенных органов: федеального органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела; региональных таможенных управлений; таможни; таможенных постов.

Кроме того, в систему таможенных органов входят также иные учреждения подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области таможенного дела — это различные учебные заведения, таможенные лаборатории, на­учно-исследовательские институты, вычислительные центры и т.п. Важно отметить, что все органы, составляющие единую таможенную систему, согласно ст. 71 Конституции Российс­кой Федерации являются федеральными. Исходя из этого, можно дать следующее определение таможенного органа — это федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торгов­ли Российской Федерации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Конституция Российской Федерации 1993 года.- М.: НОРМА-М, 2005.-74 с.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий официальными документами коллектива специалистов Государственного таможенного комитета Российской Федерации.- М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты», 2004.-703 с.

3. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юрист, 2007.- 504 с.

4. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224 с.-(Серия «Завтра экзамен»).



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.