Рефераты. Шпоры по Конституционному праву p> 77. Компетенция и акты ГД.
Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.
1) группа полномочий - в сфере законодательства:
- законопроекты вносятся только в ГД
- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы
- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.
2) группа полномочий:
- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Правительства.
- решение вопроса о доверии Правительству РФ
- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ
- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов
- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5.

78. Прекращение полномочий ГД.
В соответствии с К. РФ существует общий порядок прекращения полномочий ГД и досрочное прекращение ее полномочий.
Общий порядок - полномочия ГД прежнего созыва прекращаются с момента начала работы вновь избранной ГД нового созыва (начало первого заседания)
Досрочное прекращение полномочий ГД - досрочный роспуск Президентом РФ в соотв. с К. (ст. 111, 117)
Ст. 111 - после трехкратного отклонения ГД кандидатуры Председателя
Правительства, Пр. РФ распускает ГД.
Ст. 117 Пр. РФ м. досрочно распустить ГД, если:
- ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ и Пр.
РФ не удовлетворит это требование.
- Председатель Правительства ставит ГД вопрос о доверии Правительству, а ГД отказывает - Президент распускает ГД (или Правительство в отставку).
В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная ГД собралась на свое первое заседание не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска ГД прежнего состава.
В соотв. с К. досрочный роспуск ГД невозможен:
- в течение года после ее избрания.
- с момента выдвижения ГД обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения СФ
- в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения
- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

79. Организация работы ГД (Регламент).
В соотв. с К. (ст. 99) ГД собирается на первое заседание на 30 день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание
Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной
Думы открывает старейший по возрасту депутат.
На 1 заседании ГД открытым голосованием, большинством голосов избирает: а) Счетную комиссию ГД; б) Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования; в) Временную комиссию по Регламенту ГД; г) Временный секретариат Государственной Думы. д) Председателя ГД и его заместителей.
Заседания ГД проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ.
Для Президента в зале заседаний ГД отводится спец. место. Для Председателя
ГД и его замов тоже отводятся спец. места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты.
ГД собирается на сессии: а) весеннюю - с 12 января по 20 июня; б) осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.
Заседание ГД начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов
Государственной Думы, которую проводит Председатель.
Депутаты заранее (не позднее 3 дней) извещаются о вопросах, ~ будут рассматриваться.
Внеочередному рассмотрению подлежат:
1) послания и обращения Президента Российской Федерации;
2) срочные законопроекты, внесенные Президентом или Правительством.
3) проекты ФЗ о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе;
4) ФКЗ и ФЗ, возвращенные в ГД на повторное рассмотрение.
5) проекты ФЗ о ратификации м/н договоров РФ;
6) проекты Регламента ГД и постановлений ГД о внесении в него изменений и дополнений.
Иные законопроекты и вопросы м. рассматриваться во внеочередном порядке по решению, принятому большинством голосов.
Продолжительность докладов, содокладов, заключит. слов устанавливается
Председателем ГД по согласованию с докладчиками и содокладчиками, Лимит: 30 мин. - доклада, 20 мин.- содоклад, 15 мин. - заключительное слово.

80. Организация работы СФ (Регламент).
СФ - верхняя палата ФС.
В СФ в качестве членов входят по 2 депутата, избираемых от каждого S РФ.
Совет Федерации первого созыва избирается сроком на два года. С момента начала работы Совета Федерации нового созыва полномочия Совета Федерации первого созыва прекращаются.

Председатель СФ и его заместители избираются из числа членов СФ тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Председатель и заместители не м.б. от одного S РФ.
Председатель СФ:
1) разрабатывает проект повестки дня очередного заседания СФ;
2) ведет заседание палаты;
3) подписывает постановления СФ;
4) организует взаимодействие комитетов и комиссий Совета Федерации;
5) направляет Президенту одобренные ФЗ и ФКЗ;
СФ собирается на свое первое заседание на тридцатый день после избрания.
Первое заседание СФ открывает Президент, а затем заседание ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до избрания Председателя Совета
Федерации.
На заседаниях СФ м. присутствовать депутаты ГД.
Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению
Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем одной пятой от общего числа депутатов Совета Федерации.
Установленные настоящей статьей вопросы подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в следующем порядке: а) послания и обращения Президента Российской Федерации; б) поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации, одобренные
Государственной Думой проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106
Конституции Российской Федерации и настоящим Регламентом; в) проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению
Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции
Российской Федерации; г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской
Федерации; д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный
Суд Российской Федерации.

81. Статус депутата ГД ФС РФ.
В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":
1) Депутат ГД не м.б. одновременно членом СФ.
2) Депутат ГД не м.б. депутатом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.
3) Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе.
4) Депутаты ГД не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
5) Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

82. Счетная палата (СП) РФ: порядок образования, состав, задачи.
В соотв. с К. (ст. 101) и ФЗ № 4 1995 г. "О Счетной палате РФ" - Счетная палата образуется "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета".
Образование: в соотв. с К. (ст.101) и регламентами ГД и СФ - СП РФ образуется СФ и ГД ФС РФ: ГД назначает и освобождает от должности
Председателя СП и половину состава ее аудиторов; а СФ - заместителей Пр. СП и вторую половину ее аудиторов.
Состав: Председатель, Заместители, Аудиторы (12 чел.), инспекторы и иные сотрудники.
Задачами СП являются.
1) организация и осущ. контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности расходов гос. средств и использования фед. собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов ФЗ, а также НПА федеральных органов гос. власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств фед. бюджета, или влияющих на формирование и исполнение фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6) контроль за законностью и своевременностью движения средств фед. бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово- кредитных учреждениях РФ;
7) регулярное представление СФ и ГД информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Для реализации указанных задач СП осущ. контрольно-ревизионную, экспертно- аналитическую, информационную и иные виды деят-ти, обеспечивает единую систему контроля за исполнением фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Акты СП: представления.

83 Законы в РФ: понятие, виды, соотношение.
Закон - это НПА, принятый высшим органом гос. власти в установленном
Конституцией порядке, и обладающий высш. юр. силой по сравнению с др. НА
(указы, постановления).
Виды законов: В соответствии с К. (ст 76) РФ на фед. уровне принимается два вида законов: ФКЗ и ФЗ. ФКЗ по сравнению с ФЗ обладает более высокой юр. силой. Он является органическим законом, непосредственно предусмотренным и вытекающим из содержания Конституции, детализирующим тот или иной конституционно-правовой институт. Конституция РФ предусм. обязательное принятие 13 ФКЗ (из них есть 6) Законодательный орган не м. принимать ФКЗ, не предусмотренный К. РФ. ФЗ - это закон текущего характера, он издается в соотв. с К. и ФКЗ. Конституцией предусматривается возможность принятия свыше 40 различных ФЗ.

84. Законодательный процесс связанный с принятием ФЗ.
В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. Законодательный процесс нач. с внесения законопроекта в ГД. Правом законодат. инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам гос. власти S-в РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему
Арбитражному Суду РФ.
Законопроекты по налогам, об изменении фин. обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б. внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.
2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД.
3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов
ГД.
4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ.
Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗ по вопросам фед. бюджета, фед. налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии, ратификации м/н договоров РФ, войны и мира).
5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ.
6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.
7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето).
8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.