Рефераты. Шпаргалка по общей теории права

16. Естественное право.

Учение о ЕП – это совокупность разнообразных по содержанию концепций права, объединенных в одно целое, общее название – ЕП. ЕП- это правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью. Исходная предпосылка согласно которой существует право: созданное людьми; вытекающее из другого начала – природы, божественного установления. Наряду с действующим правом существует ЕП – более высокое по своему статусу. ЕП – это совокупность правовых принципов, исходных ценностей права, прав и свобод, других правил поведения, обусловленных природой человека и независимых от конкретных условий и государства. ЕП называют правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью. Есть множество версий, классификаций ЕП. Классификация по материальным источникам ЕП: природе, божественному установлению, практическому разуму, нравственному началу. Согласно этой классификации есть следующие версии ЕП: Космологическое право вытекающее из законов природы; теологическое – божественное установление права; рациональное – право установленное разумом и доступное пониманию; антропологическое – порядок вытекающий из сущности человека; ЕП с изменяющимся содержанием – это правовые принципы, изменяющиеся во времени и пространстве.

Позитивизм (юридический) основным считали нормативные акты.

67. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Законодательная власть в России принадлежит Федеральному собранию (парламент). Исполнительную осуществляет Правительство. Эти средства отпускаются парламентом власть соответствии с бюджетом страны, приняты ФС Если Правительство плохо осуществляет исполнительную в, то власть парламенте может быть поставлен вопрос о доверии правительству.

Судебная власть заключается власть наделении судов правом принимать решения о правомерности (соответствии праву) принимаемых государственными органами и лицами законов и решений. (Конституционный суд).  

40. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ,  ИЛИ

СЕМЬЯ "КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ПРАВА".

Включает Францию, Италию, Германию, Испанию, Румынию.

Романо-германская правовая семья, или система континен­тального права имеет длительную юридическую историю. Романо-германская правовая семья является результатом ре­цепции римского права и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры, имела независимый от полити­ки характер. Здесь на пер­вый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматри­ваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали, прежде всего справедливости.

Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. В большинстве континентальных стран действуют гражданские, уголовные, гражданско-про­цессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие ко­дексы.

Среди источников романо-германской правовой семьи значи­тельна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регла­ментов, административных циркуляров, декретов министров.

В системе источников романо-германского права своеобразно положение обычая. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограниченна. В целом обычай теряет здесь характер самостоятельного источника права.

Особенности: Осн. источник – нормативно-правовой акт. Судебный источник не является источником; Право понимается как перспективно-действующая система норм. Складывается из абстрактных правил поведения.

Способы и методы: Правоприменение всегда носит подзаконный хар-р.


41. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА.

Название «правовые» весьма условно. Признаки: Источник права – радиция, обычай, обычное право. Нет приоритета права над обычаем. Низкий уровень судопроизводства.

Основной регулятор – религия. Права вообще может не существовать. Бывают 2 осн. видов: Канонические ПС и мусульманские ПС. Канонические в тех странах, где христианство. Эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Мусульманское права - это система норм, выраженных в ре­лигиозной форме и основанных на мусульманской религии - исла­ме.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат пра­вовому регулированию. Шариат означает в пе­реводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Оно регулирует отношения только между мусульманами

Мусульманское право имеет 4 источника: 1. Коран - священная книга ислама; 2. сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога; 3. иджму, или единое соглашение мусульманского общества; 4. кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского прав относятся: архаичность ряда институтов и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала воз­можность его толкования.

24. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.

Можно выделить следующие виды правотворчества:

1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3) санкционирование государственными органами обычаев; 4) создание судебного прецедента.

Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями.

25. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.

Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии.

Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.

1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта.

2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия. Изучается аналогичное иностранное законодательство.

3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган.

Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.

Третья стадия - голосование.

Далее идет подписание и обнародование.


35. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя. Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер. Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).

Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений.

2. Методология – учение о методах. Это прежде всего область философских знаний. Между тем отдельные науки вносят свой вклад в развитие методологии. Слово «метод» употребляется: для обозначения особого способа мышления, позволяющего постигнуть изучаемую реальность (эмпирический, дедуктивный, индуктивный); для  характеристики философских позиций и принципов на которых они базируются; для обозначения технических приемов, способов, этапов исследования фактов, судебной практики. Метод – это свод принципов, правил для построения и обоснования научных знаний, а также совокупности приемов, операций для изучения гос-ва и права. Метод – это прежде всего философская концепция, определяющая отношение к познаваемой действительности.

14 Функции гос-ва – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Понятие не только политическое и управленческое, но и юридическое, так как оно осуществляется в правовых формах. Признаки государства: а. Территориальная организация населения и осуществления публичной власти в территориальных пределах; б. Публичная власть (не совпадает с обществом, но выступает от его имени); в. государственный суверенитет; г. Неразрывная связь государства и права

Внешние (оборона страны,сотрудничество с иностр гос-вами)

Внутр (формирование и охрана правопорядка)

66. Верховенство права

Правовое государство - такое гос-во, которое строится на следующих признаках: Верховенство права. Правовая регуляция общественных отношений. Формальные юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения властей.

19. Субъективное право – мера возможного или действительного поведения субъектов, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Субъект – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. Объект – реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объективное право – совокупность правил поведения, выраженных в законах и других нормативных актах.

26. Термин источник права употребляется в разных смыслах: документы, в кот-х содержаться нормы права (офиц. издания); философские основы или социальные факторы права; как исторический памятник. ИП- это способ установления норм права, внешнии форма нормы права. Классификация ИП. Исторически известны след. виды ИП: обычай, обычное право, правовой обычай; Судебный прецедент; Нормативные акты; Нормативно-правовой договор; Доктрина.

27. Правовой обычай – такой обычай, соблюдение которого обеспечивается принудительной силой гос-ва. Признаки обычая: Давность; Непрерывность действия; Обязательность обычая; Разумность обычая. Обычное право – это фактические и однообразно соблюдаемые, хотя гос-вом и не предписанные, правила массового поведения.

36. Система права – обусловленное характером общественных отношений внутренне строение права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права. Отрасль права – регулирует однородную сферу общественных отношений (например, гражданское право). Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует особо крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права (например, авторское право).


56. Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридической нормы. Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

47. Реализация права – осуществление юридически закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Формы реализации права: Соблюдение – реализация запрещающих норм права. Это пассивное воздержание субъекта правовых отношений от совершения действий, кот-е запрещены законом. Исполнение – совершение активных действий, предусмотренных законом в качестве обязательных. Использование – форма реализации, при которой осущ-ся как активная, так и пассивная деятельность по осуществлению своих правомочий. Применение – комплексная, властная деятельность специально уполномоченных субъектов, которая сочетает различные поведенческие акты.

48. Признаки правоприменительного процесса: Деятельность по применению права имеет государственный хар-р; Наличие акта правоприменительной деят-ти; Правоприм. деят-ть осуществляют только уполномеченные на то органы, лица; Специальная законодательно-установленная процедура. Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Стадии: 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела (место, время, причинная связь – отношение между деянием и наступившим последствием); 2. Правовая квалификация - Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Толкование юр. нормы. В зависимости от объема бывают буквальное, расширительное и ограничительное. Принятие  решения по делу и документальное оформление. Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Круг обстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит в том, чтобы выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую ситуацию. Содержание решения определяется его обстоятельствами.


58. Законность – комплексное, политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Также можно сказать, что законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.  С понятием законности тесно связано другое понятие правопорядок, то есть основанное на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.

59. Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Виды правосознания: а. По носителям (индивидуальное, групповое, массовое, общественное); б. По уровню (обыденное, профессиональное, научное).

62. Признание естественных прав человека в деятельности государства (соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; Верховенство и прямое действие конституции).

63. Нормы морали (нравственности) – правила, складывающиеся в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии и так далее.  Соотношение норм права с социальными нормами имеют в виду: а. Единство (содержание социальных норм обусловлено уровнем культурного и экономического развития общества); б. Различие (устанавливаются по критериям: по происхождению, форме выражения, сфере действия, степени детализации, способу обеспечения, тенденциям развития); в. Взаимодействие.



37. Подотрасль права – совокупность юр. норм, регулирующих обособленный РОД общ. отношений. Напр-р гражданское право имеет подотрасли: жилищное, семейное и т.д. Иногда они перерастают в отрасли. Отрасль права – это отдельно выделившаяся КАТЕГОРИЯ общ. отношений. Они отличаются друг от друга особым методом и предметом изучения. Предмет каждой отрасли и есть общественные отношения. По методам правового регулирования отрасли подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный – метод регулирования когда отношения между субъектами строятся на основе власти и подчинения. Диспозитивный – горизонтальный метод, когда субъекты равноправны. В отличие от отрасли права, отрасль законодательства не имеет отдельного предмета и отличается только особым методом.

3. Классификация методов правовых наук.

А)1. Общенаучные методы – философские мировоззренческие принципы, идеи, которые используются при изучении общественных явлений. 2. Частнонаучные методы – приемы сбора, анализа, истолкования фактического материала. Б) Философские и конкретные методы; В) Универсальные и специальные методы. В общественных науках все классификации условны. С древних времен используется рационалистический и эмпирический методы. Рационализм – от латинского разум – это фил. направление, признающее разум основой познания. Эмпиризм – опыт- направление в теории познания, который признает основным источником знания – чувственный опыт.

Метод дедукции и индукции. Дедукция – от общего к частному. Индукция – от частного к общему. Диалектика (вести беседу) Сократ, Гегель, Маркс. Гегель считал, что противоположности в сознании, а Маркс – в природе. Социологический метод – гос-во и право изучаются в связи с общественностью. Исторический метод – рассмотрение развития во времени и пространстве. Выделяется в общей теории права метод, выработанный в системе юр. наук – формально-юридический или нормативно-догматический или технико-юридический.


17. Позитивное право (ПП) это система формально-определенных общеобязательных норм, установленных или санкционированных гос-вом. Такое определение называют нормативным определением ПП. Признаки ПП: Системность; формальная определенность (нормы ПП должны иметь определенную форму (акты, законы)); общеобязательный хар-р; нормативность (упорядочение общ. отношений при помощи правовых норм); обеспеченность права принудительной силой гос-ва. ПП складывается из объективного и субъективного права.

44. Субъекты ПО – это участники ПО, которые определяются гос-вом как носители субъективных прав и обязанностей. Субъекты ПО должны обладать след. качествами: 1) Правоспособность – установленная законом способность лица обладать субъективными правами. Наступает с момента рождения. 2) Дееспособность – способность лица непосредственно своими действиями самостоятельно осуществлять субъективные права и юрид. обязанности. 3) Деликтоспособность (разновидность дееспособности) – способность лица нести юр. ответственность за совершенное правонарушение. Виды СП: Физ. лица (граждане РБ, иностранцы, лица без гражданства); Организации и социальные общности (юр. лица). Юрлицами признаются организации имеющие обособленное имущество и несущие ответственность по своим обязательствам. Они могут от своего имени приобретать имущественные и личные права, быть истцом и ответчиком в суде, иметь свой баланс и смету.





Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.