Рефераты. Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства

 

 

ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ  И ОБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ

ПЕРЕХОДА РОССИИ К РЫНКУ


            Существуют специфические  проблемы  в  области  перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не  пробовала  жить в нормальной рыночной экономике.  Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики.  Частная инициатива ис­коренялась или существовала в тисках государственной идеологии.  Пред­пологалось,  что это даст  возможность  существованию  огромной  очень централизованной  государственной машине.  Любая другая форма экономи­ческой деятельности,  кроме работы на государственном  предприятии  и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Сис­тема распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее про­изводства.  Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система ограничения потребительского  спроса не давала в полной мере промышленности реаги­ровать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию,которая не отвеча­ла,  в основном,  ни по качеству, ни по количеству запросам потребите­лей.


            Это происходило потому,  что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизна регулирования и контроля не было. Неэф­фективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на  оборону,  дотирование  неприбыльных  предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Вос­тока.  Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт  строго  регулировался,  а  купить  что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции.  И в середине  1980-х  гг.  это привело  к  необходимости реформирования экономики путем внедрения ры­ночной экономики - с помощью хозрасчета,  самоокупаемости на предприя­тиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические измене­ния,  но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со  стороны консерваторов.  Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился.  Последовавший затем развал социалистического лагеря и са­мого СССР добавил проблем экономике России.  Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лаге­ря были интегрированы в одну огромную систему.  Поэтому ее развал уве­личил во много раз количество  экономических  проблем.  После  провала "социализма  с человеческим лицом" единственным выбором стала "смешан­ная экономика.  Но при переходе к  решению  широкого  комплекса  общих проблем  применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств.  К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие.

            Во-первых, специфические  стороны  менталитета  значительной части населения страны на фоне разнообразия  национальных,  этно­культурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:


            - исторически  сложившаяся иерар-хичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков им­перией, крестьянский менталитет значительной части ее активно за­нятого населения и соответствующие ему культурные традиции (прав­да, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);


       -    особо    укоренившаяся    нерыночность и даже в  о пределенном

             смысле антирыночность мышления;


        - глубокий  след  в мышлениии хозяй-ственной практике  страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни  граж­дан,  в  безразличии  к  социальному расточительству,порожденному люмпенизацией населения  (насильственным  лишением  его  реальной собственности),  в  значительной cтепени квазиинформативности ин­формационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состо­янии хозяйства), отсутствии заинтересован-ности существенной части          насе-ления в получении правдивой информации,  в неспособности  или нежелании  критического анализа и практического использования ин­формации.


            Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природ­но-географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.


            В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, вы­ражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой со­вокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных еди­ной  системой  самых разнообразных связей - социальных,политичес­ких, экономических и др. Эти три главные черты дополняются други­ми,  по сути, вытекающими из них производными - особенностями ус­ловий переходного периода,  заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естест­венно-национальной хозяйственной модели в России. Среди производ­ных специфических черт можно выделить следующие:


- укорененность  плановых  структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связан­ная  с  этим  гигантская  диспропорциональность в наиболее важных аспектах:


                            * "потребление - накопление",


                                                   * "военная - гражданская сферы        производства",


                                                   * "промежуточный  - конечный продукт",


                                                   *  и др.;

- низкие  технический  и технологический уровни гражданского производства,  связанные с неповоротливостью и  закостене­лостью  хозяйственной системы,  высокая степень обветшания основных фондов,  их физический и моральный износ (послед­нее связано с ресурсорасточительством и экологическо безо­пасностью);

- доведенное до крайней степени нищеты состояние  социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу  населения  по различным группам,  а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;

- политическая нестабильность, особенно характерная для пос­леднего времени,  отсутствие практических основ для дости­жения социального и национального согласия, угрожающая со­циальной  стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

                 Учитывая все эти психологические,  социальные  и  экономические особенности  России,  нетрудно  понять,  что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в эко­номическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.  Что же мешает России жить в рынке?  Однозначно, рыночные механизмы  не  действуют потому,  что существует монополия государства почти во всех отраслях.  Конечно же, существуют и многие другие причи­ны,  например,  неотработанность ценового механизма регулирования, от­сутствие организованного рынка средств производства,  сырья и пр.  Это не  может  не  оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация  государс­твенного имущества и фондов.  Если это передать предпринимателям, кон­курируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономи­ки, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В оезультате установится регу­лирующая  роль цен,  что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.


       Но для  того,  чтобы вся рыночная система функционировала,  нужно сделать гораздо больше,  чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать  определенные  условия  со стороны государства для помощи этим людям:  лбготные кредиты, эффективное налогообложние и др. Нужно обуз­дать инфляцию и укрепить национальную валюту,  отрегулировать банковс­кое дело как основной источник кредитов в рыночной экономике.  Следует выработать  эффективную внешнеторговую политику,  которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы при­ток капитала из-за рубежа.  А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.


            Перечисленные пункты должны были быть включены в программу  пере­хода  к  рыночной  системе.  Однако политическая нестабильность сильно повлияля на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство,  так как была неясна их дальнейшая судьба.  Но после известных событий  сентяб­ря-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям  российской экономики. Появляется большая надежда на победу рыночной экономики над тоталитарным хозяйствованием.



 

 

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

 ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА

- "О социально-экономическом положении России",  Экономика и жизнь,

               номер 6 за 1994 год;

-  Периодические издания:

                           Деловой мир, 1995 год;

                           Коммерсантъ, 1995 год;

                           Вопросы Экономики, 1994 год;

                                  Экономика и жизнь, номер 5 за 1994 год;

-  "Собрание законодательства Российской Федерации",  номер 24 от 10 октября 1994 года,  официальное издание администрации президента Российской Федерации, Москва


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.