Рефераты. Судебный порядок рассмотрения трудовых споров в Республике Беларусь

Обращение к посреднику следует оформлять письменным заявлением, подписанным сторонами спора. Взаимоотношения с посредником, включая вознаграждение за оказание услуг, определяются соглашением между ним и сторонами спора.

В целях оказания помощи сторонам коллективных трудовых споров в проведении примирительной процедуры с участием посредника объединения нанимателей и профсоюзов, иные субъекты хозяйствования могут создавать службы посредничества

Посредник имеет право запрашивать и получать от нанимателя необходимую информацию, касающуюся коллективного трудового спора, проводить со сторонами консультации (в том числе конфиденциальные), а также совершать другие правомерные действия, направленные на урегулирование спора.

Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до пяти дней с момента его приглашения и завершается внесением предложений по разрешению спора. Мнение посредника не является обязательным для сторон. Однако, если стороны спора выразили свое согласие с предложениями посредника, спор прекращается.

К заявлению в Арбитраж прилагаются:

-     предложения примирительной комиссии (посредника) по данному спору;

-     копии коллективного договора, соглашения или их проекты;

-     требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании либо конференции членов профсоюза или работников;

-     иные материалы, имеющие значение для разрешения спора.

Вопрос о принятии заявления к арбитражному производству разрешается Председателем Арбитража или его заместителем [12].

Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее 5-дневного срока со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер (ч. 3 ст. 383 ТК РБ).

Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем и создается для:

-     рассмотрения коллективных споров, отнесенных к его компетенции;

-     координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представителей органов работников по урегулированию споров на стадии примирения;

-     ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения их квалификации);

-     методического руководства с системой примирения, посредничества и арбитража.

-     регистрация трудовых арбитражей;

-     ведение учета коллективных споров рассматриваемыми трудовыми арбитражами, обобщение арбитражной практики по их рассмотрению, изучение причин и условий возникновения коллективных споров и подготовки предложений по их устранению.

К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража относятся коллективные споры:

-     в объединениях, подчиненных правительству Республики Беларусь,

-     об исполнениях коллективных договоров и соглашений;

-     В организациях, в которых законодательством устанавливаются ограничения реализации прав на забастовку в той мере в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного правопорядка. Здоровья населения, прав и свобод других лиц.

-     возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровне.

Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать в пределах своей компетенции постановления и разъяснения, обязательных для трудовых арбитражей [7].

Ст. 386 ТК РБ предусматривает, что коллективные споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе 3 арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При не достижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает председатель Республиканского трудового арбитража. Коллективный спор рассматривается с учетом представителей сторон, а при необходимых случаях – с привлечением экспертов. В ходе рассматривания коллективных споров Республиканский трудовой арбитраж заслушивает объяснения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора, информирует в случае необходимости Президента Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, иные органы государственного управления о возможных социальных последствиях спора.

По спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений Республиканский трудовой арбитраж в праве на основании мотивированного заключения экспертов признать отдельные положения коллективного договора, соглашениями, не имеющими юридической силы.

Республиканский трудовой арбитраж принимает решения по коллективному спору, как правило, не позднее 2-недельного срока со дня получения заявления. Этот срок может быть продлен председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц. Решение принимается большинством голосов, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам спора.

Решение Республиканского трудового арбитража по спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых в соответствии с Законом установленные ограничения реализации прав на забастовку, вступает в законную силу по истечении срока обжалования. Решения Республиканского трудового арбитража по таким спорам может быть обжаловано заинтересованной стороной в суд в 10-дневный срок со дня получения [8].

В случае исполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона коллективного спора в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения.


ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ.


Решение по трудовому спору, вынесенное как КТС, так и судом, может быть исполнено в добровольном порядке. Решение КТС имеет обязательную силу и не подлежит утверждению нанимателем или профсоюзом. Оно подлежит исполнению нанимателем не позднее чем в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование (ст. 248 ТК РБ). Этот срок исчисляется с момента вручения нанимателю копии решения КТС, вынесенного по конкретному спору.

В случае не выполнения нанимателем решения КТС добровольно, либо не исполнения его в срок возникает необходимость в понуждении нанимателя к исполнению решения КТС. В данном случае КТС выдаст работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа судебного органа (ст. 249 ТК РБ). Удостоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение КТС. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает.

Удостоверение не выдается до истечения 10-дневного срока, в течение которого стороны имеют право обжаловать решение КТС в суд. Не выдается удостоверение и в том случае, если работник или наниматель обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в суд.

Удостоверение на принудительное исполнение решения, выдаваемое КТС, должно иметь соответствующие реквизиты: наименование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дату принятия решения и дату выдачи удостоверения, фамилия, имя, отчество работника, решение по существу спора. Формулировка решения должна быть указана в четкой форме, в точном соответствии с решением КТС (ст. 249 ТК РБ).

Удостоверение заверяется подписью председателя и секретаря КТС. В удостоверении в обязательном порядке указывается дата выдачи удостоверения, поскольку от этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного исполнения. Выданное работнику удостоверение должно быть предъявлено им в суд для принудительного исполнения решения КТС в 3-месячный срок. Если этот срок пропущен по уважительной причине, то КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. Вопрос о восстановлении срока рассматривается на заседании комиссии. Признав причину пропуска срока уважительной, комиссия выносит постановление о восстановлении срока, о чем делается отметка на удостоверении [7].

При пропуске срока по неуважительным причинам КТС отказывает в его восстановлении. В результате пропуска срока предъявления удостоверения к исполнению оно утрачивает силу и не подлежит исполнению.

Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории района (города) которого находиться наниматель, являющийся в данном случае должником.

Судебные решения по трудовым спорам исполняются по общим правилам исполнения судебных решений. Как правило, решения суда приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, т.е. по истечении 10-дневного срока, предоставленного на обжалование вынесенного решения или после рассмотрения дела судом кассационной инстанции, оставившим решение без изменения.

Однако по некоторым категориям трудовых споров законодательство предусматривает немедленное исполнение судебных решений, еще не вступивших в законную силу. Так, немедленному исполнению подлежат решения об удовлетворении иска о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о присуждении работнику заработной платы, но не свыше чем за один месяц (ст. 313 ГПК Республики Беларусь). В тех случаях, когда взыскана заработная плата больше чем за один месяц, немедленному исполнению подлежит решение лишь в части взыскания заработной платы за один месяц. Исполнение решения в остальной сумме заработной платы производится после вступления решения в законную силу. Немедленное исполнение судебных решений по трудовым делам возможно и в других случаях, о чем должно быть мотивировано в решении.

Указание в решении о немедленном исполнении решения суда не лишает стороны права обжаловать такое решение в кассационном порядке. Однако решение суда наниматель обязан выполнить, не смотря на несогласие с ним и подачу жалобы на это решение. Обжалование решения в кассационном порядке не является основанием для приостановления решения  о восстановлении на работе или взыскании заработной платы. Работник должен быть допущен к работе, на которую он восстановлен, немедленно после вынесения решения [8].

Исполнительный лист о немедленном исполнении решения суда по трудовому спору выдается работнику (взыскателю), либо направляется для исполнения непосредственно судом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая, следует отметить, что принципы рассмотрения трудовых споров могут действовать независимо от времени. Общепринятый порядок рассмотрения трудовых споров, как в КТС, так и в судах Республики Беларусь, будет оставаться неизменным, и действовать до кардинального изменения законодательства. Порядок рассмотрения, в настоящее время, представляет собой гибкий инструмент решения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Как рабочие, так и наниматели имеют возможность полного и последовательного решения спора, защиты своих прав. Имеется два  основных органа рассматривающего трудовые споры: суд и КТС. Но законодательство не исключает возможности обращения и в другие органы, но только решения суда и КТС подлежат обязательному исполнению.

КТС формируется на предприятии и в состав комиссии входит равное количество членов комиссии как с одной стороны, так и с другой.

Суд, является самостоятельным органом и не ограничен решением КТС.

Законодательством, рабочие освобождаются от уплаты госпошлины за подачу исковых заявлений, но наниматели не освобождены от уплаты.

Порядок рассмотрения дел, о трудовых спорах, в суде на основании Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Решения по трудовым спорам могут обжаловаться в вышестоящие инстанции.

В заключении, можно сделать вывод, что права как работников, так и нанимателей в полной мере охраняются действующим законодательством, и право равно как и  возможность на защиту есть у каждой из сторон.

СПИСОК ИСПОЛЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп.), // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

2.       Трудовой кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

3.       Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

4.       О Республиканском трудовом арбитраже. Указов Президента Республики Беларусь от 29 июня 1999 г. № 348. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 1/455.

5.       О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде. Постановление Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2 (в ред. от 25.09.2003 г. № 11) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. - № 6/277.

6.       Киселев И.Я Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. – Мн., 1998. – 537 с.

7.       Мамонова З.А., Чернявская Г.А., Чумакова Т.Е. Трудовое право: Учеб.-метод. Комплекс. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007. – 286 с.

8.       Кеник К.И. Индивидуальные трудовые споры. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

9.       Кеник А.А. Надзор прокуратуры за соблюдением законодательства при рассмотрении судами трудовых споров. [Электрон. Ресурс] – Мн.: ОДО «Профигруп», 2008. - Режим доступа: #"#">#"#">#"#">http://www.ronl.ru/trudovoe_pravo/10012.htm


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.