Рефераты. Судебный порядок рассмотрения трудовых споров в Республике Беларусь

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что индивидуальные трудовые споры - это разногласия, возникающие в организациях между работниками с одной стороны и нанимателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективного и трудового договоров, иных соглашений о труде, поступившие на разрешение в комиссию по трудовым спорам или суд [8].

На возникновение трудовых споров влияют условия или обстоятельства спора. По отношению к спорящей стороне они носят объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или же имеющие недостатки в самом трудовом законодательстве. Имея характер, связанный с производством и правовым его регулированием, в первом случае относятся к организации производства, а во втором - с принятием норм права, регулирующих трудовые отношения.

Условия производственного характера связаны с недостатком в организации труда, к примеру, нарушение в снабжении материалами, что служит причиной неритмичности работы, необходимость работы в выходные дни, в ночное время, что вызывает споры по оплате труда. Иногда, из-за плохой организации труда, работники не знают своих должностных обязанностей, а потому их и не выполняют. Отсюда часто могут возникать споры о дисциплинарных взысканиях. Уровень трудовой и производственной дисциплины снижает плохая организация труда и производства, неорганизованный досуг, отсутствие нормальных условий быта, что порождает трудовые споры.

Условия трудовых споров могут носить правовой характер, когда в законодательстве, регулирующем трудовые отношения, имеются не четкие формулировки в отдельных нормах или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать спорящими сторонами [11].

Общепринятой является классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету спора не четыре главных вида: коллективные; индивидуальные, конфликты интересов (экономические) и конфликты права (юридические). Эта типология привязана к характеру и масштабам воздействия конфликта на интересы работников, на условия труда, на их юридическую регламентацию и, наконец, к тому, соотносится ли данный трудовой конфликт с установлением, изменением либо применением (толкованием) правовых норм.

Конфликты интересов возникают в связи с требованиями установления новых или изменение существующих условий труда; конфликты права касаются применения или толкования норм, установленных законами, коллективными договорами либо другими правовыми актами.

Иными словами, экономический трудовой спор возникает в связи не с конкретным правом, зафиксированным в законе, а с претензиями (требованиями) сторон улучшить свое положение по сравнению с законом или иным нормативным актом. Юридический же трудовой спор возникает обычно в связи с жалобой работника (работников) на нарушение прав, закрепленных а законодательстве или в договорах по труду. Исход экономического спора зависит от соотношения сил сторон и может дать одной из них экономическую выгоду, дополнительные права и льготы. Исход же юридического спора — осуществление толкования и реализация действующего права.

Конфликты интересов должны быть урегулированы в согласительном порядке на основании компромисса. Требования сторон опираются в этом случае на справедливость, целесообразность, здравый смысл, общественные интересы, реальные возможности и т.п. Конфликты права возникают при нарушении (действительном или мнимом) прав, установленных юридическими актами. Например, работники требуют восстановления нарушенного права либо устранения препятствия в его реализации, такие конфликты решаются на основании применения и толкования законодательства [6, с. 265].


ОРГАНЫ, РАССМАТРИВАЮЩИЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ.


В соответствии со ст. 233 ТК Республики Беларусь индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами [7]. Как отмечено в комментарии к данной статье «Установленный законом порядок рассмотрения трудовых споров не исключает для работника возможности обжаловать действия нанимателя в другие органы – прокуратуру, Комитет по инспекции труда, профсоюзы [5]. Однако только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь» [7, с. 169].

По общему правилу, трудовые споры первоначально рассматриваются в КТС. Что касается таких работников, как граждане Республики Беларусь, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, то в соответствии с ч. 3 ст. 321 ТК Республики Беларусь в разрешении трудовых споров между этими работниками и представительствами и консульскими учреждениями участвует республиканский орган государственного управления в области иностранных дел, а ч. 4 ст. 321 ТК Республики Беларусь установлено правило о том, что защиту трудовых и связанных с ними прав названных выше работников осуществляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совместно с республиканским органом государственного управления по труду, в порядке, определяемом Правительством республики Беларусь [8].

Кроме того, особый порядок рассмотрения трудовых споров установлен ст. 320, 321 ТК Республики Беларусь для работников – граждан Республики Беларусь, работающих в организациях с иностранными инвестициями, в филиалах и представительствах юридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей [7].

Вместе с тем, исходя из гарантированного ст. 60 Конституции Республики Беларусь права на судебную защиту, эти лица также в праве, после соблюдения установленного для них порядка рассмотрения трудового спора, обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, вытекающего из трудовых правоотношений [8].



РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС).

КТС являются обязательным первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, за исключением споров, непосредственно рассматриваемых районным (городским) судом, и споров некоторых категорий работников (ст.224 ТК РБ) [11].

Комиссия по трудовым спорам образуется у всех нанимателей, где имеется профсоюз. По письменному соглашению между профсоюзом и нанимателем, либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в подразделениях организаций [8].

КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год.

Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем на оставшийся срок [10].

Количество постоянных представителей в КТС от нанимателя и профсоюза законом не установлено и определяется по соглашению между ними. Стороны могут договориться о выделении в состав комиссии по трудовым спорам любого числа постоянных представителей с учетом конкретных условий - численности работников, среднего количества трудовых споров и т.д.

Если на предприятии действуют два или более профсоюза, то члены всех профсоюзов должны участвовать в формировании КТС. Это возможно следующими путями:

1) создание одной КТС, в состав которой, по соглашению между профсоюзами, будут входить представители всех профсоюзов.

2) создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсоюз - такое же количество своих представителей.

Членом КТС от профсоюза может быть любой работник и не обязательно, чтобы он был членом профсоюзного комитета.

Порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом либо определяется в коллективном договоре. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам возлагается на нанимателя [8].



РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ.

В соответствии с частью четвертой статьи 241 ТК при рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов. Нормативными правовыми актами не определено, при обращении в какие инстанции работник освобождается от уплаты государственной пошлины - только при обращении в суд первой и кассационной инстанции или также при подаче надзорных жалоб на судебное постановление по трудовому спору. На практике граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины по трудовым спорам как при обращении в суд первой и кассационной инстанции, так и при подаче надзорных жалоб должностным лицам органов судебной власти, обладающим правом принесения протеста либо отказа в его принесении. [9].

Наниматель при обращении в суд с исковым заявлением по трудовому спору не освобождается от уплаты судебных расходов в доход государства.

Судебная статистика свидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников и нанимателей.

Так, согласно статистическим данным о рассмотрении трудовых дел за 2000 год, судами республики удовлетворены 45,8% исков о восстановлении на работе, 77,2% исков о взыскании заработной платы, 87,2% исков о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья при исполнении трудовых обязанностей, 70,5% исков по прочим трудовым делам [8].

Суд - один из органов по рассмотрению трудовых споров. В соответствии со статьей 214 ТК РБ в районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры по заявлению:

а)                 работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;

б)                работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный законом десятидневный срок;

в)                прокурора, если он считает, что решение КТС противоречит законодательству.

Непосредственно в суде (без обращения в КТС) рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

г)                 работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;

д)                работников - не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;

е)                 работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.