Рефераты. Структура и функции государственного аппарата

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

В Росси сформировалась  единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ,  счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ.

5.5. Вооруженные силы в механизме государства.


Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма. На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завое­вания новых территорий и подавления выступлений собственного наро­да, протестующего против проводимой государством политики. Вспом­ним военные походы Александра Македонского, завоевания Чингисха­на, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в Евро­пе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны, Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства.

С формированием правовых начал в государственной жизни ми­рового сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне, Законом о воору­женных силах, Законом о военной службе и др.).

Верховное руководство вооруженными силами осуществляют выс­шие представительные органы государственной власти, глава государства или глава правительства.

В конституционных монархиях номинально эти полномочия воз­лагаются на монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.

Непосредственное руководство вооруженными силами осу­ществляет министерство обороны, состоящее из различных органов во­енного управления, возглавляемых министром обороны. В состав мини­стерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, глав­ные и центральные управления. Министру обороны, генеральному шта­бу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимают­ся повседневным управлением воинскими соединениями и частями.

В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В Англии, например, основными органами мини­стерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников шта­бов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное руко­водство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил.

В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии морского флота. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.

Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных силах обычно различают рода авиации: истребительную,   бомбардировочную,   разведывательную,   воен­но-транспортную. Военно-морской флот состоит из надводных ко­раблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженер­ные, связи, автомобильные и прочие.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по сме­шанному принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая позволяет дифференци­ровать граждан, призываемых на военную службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и других убежде­ний. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются вы­соким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высо­кой боевой готовностью и высокими боевыми возможностями. Воору­женные силы ряда государств в мирное время содержатся в сокращен­ном составе, развертываясь с началом войны путем мобилизации граж­дан призывного возраста. Применение национальных и вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов осу­ществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее специализированных органов. Другими словами, международный ас­пект вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сооб­ществом на правовых началах, с учетом коренных интересов противобор­ствующих стран и их народов.

Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и департизированы. Их главная задача — защищать суверенитет и тер­риториальную целостность государства независимо от интересов раз­личных партий и политических течений.

В современном мире четко проявляется тенденция разблокирова­ния ранее противостоящих военных союзов. Распад Организации Вар­шавского Договора, последующая реформация НАТО, взаимные кон­такты и договоренности по военным вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения мировых военных кон­фликтов из жизни человечества. В этой связи становятся более интен­сивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их дея­тельность концентрируется на решении экономических, социальных и правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспе­чении экологической безопасности человека.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интере­сы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.













 

 



 

5.5. Местное самоуправление


Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.

Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом  обществе как государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и  должностным лицам  в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми  или назначаемыми должностными лицами.

Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые  ими органами местного самоуправления, значительной части  вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса  народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме  закона, который обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.

Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще.  Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне «власти» должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения. 

В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной  государственности, частью конституционного механизма государства.

Например,  в Основном Законе ФРГ (ст. 28) содержится норма, в соответствии с которой «в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства». Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального  Основного Закона,  предоставляют общинам статус исключительных обладателей «всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти…», кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.