Рефераты. Собственность и многообразие ее форм

Любое государство имеет определенную форму административно-территориального устройства. В каждом административном регионе должны быть свои органы государственного управления. Для эффективного выполнения своих функций они должны обладать правом собственности на ряд объектов.

Государственная собственность в Украине делится на:

Ø                 Общегосударственную собственность – основные распорядительные и управленческие функции над объектами собственности возлагаются на общегосударственные институты. Это крупные предприятия, системы энергообеспечения и связи, трубопроводы, автомобильные и железнодорожные магистрали, структуры Национального банка, военное производство, национальные заповедники, банкнотная фабрика и т.д.;

Ø                 Коммунальная собственность распорядительные и управленческие функции по отношению к объектам этой собственности принадлежат местным органам власти. К таким объектам обычно относятся многие учебные и медицинские учреждения, спортивные и культурные сооружения, театры, предприятия торговли, бытового и коммунального обслуживания, небольшие другие предприятия и т.д.;

Разновидности государственной собственности могут называться по-разному. Например, в странах, где принято федеративное государственное устройство, общегосударственная собственность обычно называется федеральной собственностью. Другие уровни государственной собственности могут иметь такие названия, как собственность штатов, муниципальная, местная и другие.

Государственная и частная собственности могут соединяться, определенным образом комбинироваться. Это может происходить через паевую (акционерную) форму, когда владельцами долей в объекте собственности становятся частные лица и государство.

 В экономической и юридической литературе можно встретить и другие способы классификации форм собственности. В частности, довольно известным является вариант, который предполагает выделение ведущих частной, коллективной и государственной форм собственности. На наш взгляд*4, все, что включается в этом случае в коллективную собственность является ни чем иным, как разновидностями частной собственности, выступающей здесь как объединенная частная собственность.


3.2           Пути и модели приватизации

Основным стержнем экономических реформ в бывших социалистических странах стали изменения в отношениях собственности. Это обусловлено тем, что государственно-социалистическая монопольная собственность на средства производства, природные и, в определенной степени, трудовые ресурсы привела к социально-экономическому застою, бюрократической волоките, породила высокую стоимость государственных программ. Очень четко проявились такие недостатки системы общественного хозяйствования, как практика монопольного ценообразования, крайне ограниченное предложение товаров и услуг, бесправие потребителя, застой научно-технического прогресса*5.

В начале 80-х годов стало окончательно ясно, что государства, которым удалось ограничить свое участие в решении экономических проблем и уберечь конкурентноспособный частный сектор, достигли значительно более высоких показателей экономического роста и благосостояния населения, чем те, которые держались противоположного курса. В связи с этим многие страны начали поиск путей сокращения государственных бюрократических структур и повышения роли частного сектора.

В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна перейти государственная собственность.

Понятие «приватизация» близко к понятию разгосударствление и денационализация, однако их следует различать (см.Приложение 4).

 Основной задачей приватизации является уменьшение финансового груза правительства; развитие конкуренции и повышение эффективности государственного сектора; ускорение экономического роста путем привлечения негосударственных инвестиций; уничтожение государственной монополии и дебюрократизация; создание полноценного рынка ценных бумаг, капитала; распределение ответственности за внешний долг между правительством и предпринимателями; уменьшение роли политической мотивации в принятии экономических решений; привлечение трудящихся к управлению производством и участию в прибылях; привлечение частного капитала в традиционно государственные отрасли -–образование, культуру, охрану здоровья, инфраструктуру; формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения страны.

Итак, приватизация – это отчуждение государственной собственности в пользу частных субъектов (домашних хозяйств, предприятий и т.д.).

3.3. Анализ практики проведения приватизации в капиталистических и бывших социалистических странах

Анализ практики проведения приватизации в капиталистических и бывших социалистических странах показывает, что в ее основу положены различные принципы и подходы. Так, в Великобритании в 80-х годах было распродано 16 из 51 государственной корпорации. При этом число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс.чел. Покупателями акций были в основном финансовые институты (банки, страховые компании). Индивидуальным вкладчикам досталось чуть более 20% всех акций. Для работников приватизируемых предприятий были установлены некоторые привилегии. Например, при продаже акций «Бритиш ГЭС» каждому занятому в этой корпорации выдавалось по 52 бесплатные акции и, кроме того, на каждую купленную по две бесплатные.

В целом число акционеров возросло в Великобритании до 11 млн.чел. – 24% взрослого населения. С точки зрения повышения эффективности приватизация дала скромные результаты, но все же сократился персонал, возросла производительность труда, развиваются современные методы организации производства.

Приватизация во Франции, начавшаяся в 1986 году, имела четкий фискальный характер. Государство продавало свои акции по гораздо более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализме. В итоге оно выручило 71млрд. франков, значительная часть которых пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация тоже привела к росту численности акционеров: к концу 80-х гг. она достигла 6 млн.чел., т.е. собственником акции стал каждый шестой житель страны старше 18 лет. Здесь, в отличие от Великобритании, приватизация охватила прежде всего конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работником приватизируемых предприятий по льготной цене досталось лишь 10% капитала.

Интересен опыт создания «народных предприятий» в США. Важными причинами внедрения таких программ участия наемного персонала в собственности предприятий были: а) обеспечение дополнительного дохода занятых; б) повышение производительности труда; в) преимущества налоговых льгот; г) получение финансовых средств для развития компаний; д) расширение рынка для акционеров кампаний; е) ослабление влияния профсоюзов и предотвращение забастовок.

Суть применяемого в США метода состоит в поэтапном выкупе предприятий его работниками в рассрочку на срок не более 5 лет за счет части прибыли. Установлена также единовременная выплата в размере 10-20% суммы, подлежащей выкупу.

 Программы участия наемного персонала в собственности предприятий имеют свои особенности в каждой фирме (Прил. 5).

В США широко используется система ваучеров. Они находят применение и в производстве, и в медицине, и в системе приобретения и аренды жилья.

Поучительный опыт приватизации накоплен и странами Восточной Европы. Так, в бывшей ГДР и Венгрии использован вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости. Для осуществления этого вида приватизации созданы специальные институты*6. Основной их задачей являются подготовка к продаже приватизируемых предприятий, повышение их конкурентноспособности, трудоустройство изменений рабочей силы и т.д. При выкупе государственных предприятий допускалось кредитование. Половина суммы вносилась покупателем сразу, а другая в рассрочку из 15% годовых.

Бесплатное и уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков с последующим обменом на акции приватизируемых предприятий было испробовано в бывшей Чехословакии и частично в Болгарии, Румынии, Польше. Сильная сторона этого опыта – социальная приемлемость, а также сравнительная быстрота распределения ваучеров. Слабая сторона – государство не тратит средств, но и не обеспечивает поступлений в казну, реальное положение приватизируемых предприятий не изменяется.


3.3           Пути и способы приватизации. Приватизация в Украине

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что приватизацию можно осуществлять тремя основным путями.

Первый – это отказ от владения (дивеститура), при котором государственная собственность или права государства на управление предприятием передаются или продаются другим собственникам. Новыми собственниками могут быть частные лица или фирмы, акционеры, работники данного предприятия либо комбинация этих вариантов.

Способов передачи государственной собственности в частные руки может быть несколько. Основные из них:

·        открытая продажа (тендер) объектов приватизации с целью обеспечить конкуренцию покупателей;

·        выкуп объектов приватизации товариществами покупателей, созданными работниками этих объектов;

·        выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

При этом можно использовать собственные средства, а также ваучеры.

Второй путь приватизации государственных предприятий – это метод контрактов. Он используется относительно тех видов деятельности, которые являются неотделимой функцией государства и требуют тщательного общественного контроля, или когда экономическая рентабельность не может быть обеспечена даже путем усовершенствования уровня управления.

Преимущества метода состоят в том, что в сфере государственных услуг он вносит элементы конкуренции, которая в свою очередь содействует снижению собственности и повышению качества услуг. Происходит это потому, что предприниматель стремится получить государственный контракт и затем удержать его.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.