Рефераты. Семейные и наследственные отношения регулируемые мусульманским правом (шариатом) p> Как известно, в мусульманском обществе женщины меньше всего заняты производительным трудом и общественной деятельностью, так что наследственное право во многом определяет экономическое и общественное положение женщины-вдовы. Один только факт из мусульманского наследственного права уже подтверждает это положение: если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы выяснить один важный вопрос. Дело в том, что до сих пор для исследователей остается туманным и загадочным имущественное право жены и мужа в мусульманской семье. Как можно делить имущество между женой и мужем в семье, где господство мужа неоспоримо. Кроме того, имущественное право женщины по шариату не имеет аналогии в западной юриспруденции. Советский исламовед И.
П. Петрушевский отмечает: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество.
В отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и приданым жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены»[18].

Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену - калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими муж. Но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти. Все же остальное семейное достояние является собственностью мужа.

Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства. Остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа. Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном участке, т.е. недвижимости. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, если же остались и дети, - 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, то муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.

Если супруги находились во временном разводе - раджаа в момент, когда кто-тоиз них умер, то если срок развода не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, если смерть наступила после истечения этого срока, - не получает. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследство в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12-месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследство покойного, если сама была инициатором развода

Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию
(васийат). В них находит отражение становление и развитие мусульманских институтов, которые на ранних стадиях еще вынуждены соотноситься с общинными и личными требованиями мусульман, но уже несут в себе предпосылки будущего своего материального и духовного господства.

Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. Мусульманское духовенство прежде всего интересуется опекунами и доверенными лицами, которые должны быть, как этого требует закон, набожными и справедливыми в исламском понимании. И не случайно законы шариата одобрительно относятся к тому, чтобы опекунами и доверенными лицами становились в первую очередь мусульманские священнослужители.

По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетнюю дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги[19].

Завещание о передаче имущества наследникам или другим лицам делается, как правило, в преклонном возрасте. Вот почему с вопросом о завещании связана тщательно и детально разработанная шариатом «подготовка мусульманина к загробной жизни».

В правилах шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различие.
Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем. Так, оформив завещание о передаче своего дома какому-то определенному лицу, человек может продать его другому; завещание при этом просто теряет свою юридическую силу.

Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения законных наследников (т.е. наследников по закону) имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников[20].

В случае, если кто-то утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два «справедливых» (или четыре любых) мусульманина заверят его слова, следует отдать претенденту завещанную сумму пли имущество. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две — 1/2 и если три—3/4 части искомого. Такое положение шариата открывает лазейку для манипуляций завещаниями скоропостижно скончавшихся.

2.3. Переход наследуемого имущества к наследникам и ответственность по долгам наследодателя.

Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для раздела наследства – Касим.
Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев.

Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества.

Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов.

В первом случае, раздел производится без затруднения, во втором же случае Касим должен принимать при разделе в расчет достоинство, ценность и качество предметов, а не одно их количество.

Если предмет такого рода, что с его разделением он потеряет всю свою ценность, то его следует по жребию предоставить одному из наследников. Для этого Касим может употребить два способа:

Во-первых, отделив все разнородные предметы на столько частей, сколько участвует в разделе лиц, пишет название предметов на особых бумажках, которые дает вынимать каждому лицу, получающему имущество.

Во-вторых, предметы располагаются по порядку, а на особых бумажках пишутся имена лиц, участвующих в разделе; далее постороннее лицо вынимает бумажки и наследники по порядку открытия их имен получают соответсвующее имущество.

В случае невозможности, без утраты ценности, разделить наследство, или часть его на столько частей, сколько наследников, то Касим приступает к особому роду раздела, т.е. предоставляет одному лицу право пользования имуществом, с обязательством уплачивать из доходов каждому сонаследнику причитающуюся ему часть.

Прежде раздела наследства между лицами, имеющими на это право, должны быть уплачены из оставшегося по смерти кого-либо имущества все издержки, потраченные на погребение покойного, все его долговые обязательства.

Долговые требования, могущие открыться после раздела имущества, взыскиваются со всех наследников сообразно частям, полученным ими по разделу.

Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

По общим правилам шариата о наследовании, наследники как по завещанию, так и по закону не только получают имущество и другую собственность. На них ложится также выполнение религиозных обетов наследодателей, которые те не успели выполнить при жизни. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то обязанность эта переходит к их совершеннолетним детям или иным наследникам по закону или завещанию.

2.4. Особые случаи наследования.

Наследование индивидуально определенных неделимых вещей.

Сложное переплетение степеней родства, частые внутриродовые и внутрисемейные распри привели к регламентации шариатом наследственных отношений даже в таком случае, когда наследником является лицо, убившее наследуемого. Если последний был убит умышленно, убийца исключается из числа наследников, если же это произошло случайно, то в наследстве ему не может быть отказано. Но интересно, что в таком случае наследство не может быть использовано для уплаты дна - в качестве платы за пролитую кровь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.