Рефераты. Семейное право в Древнем Риме

В то же время на жене, матери лежало воспитание детей, она являлась хозяйкой дома и хранительницей семейного очага. Ее моральное, социальное и политическое значение в семье и римском обществе неуклонно возрастало.

И, наконец, о способах заключения брака. Брак cum manu мог быть заключен в следующих трех формах. Первая форма (confarreatio) – при по­средстве религиозного обряда. В присутствии жрецов и десяти свидетелей брачующиеся приносили жертву Юпи­теру, совершали ритуальные действия и вкушали особый хлеб. Вторая форма состояла в совершении обряда mancipatio, который первоначально, вероятнее все­го, означал реальную куплю-продажу невесты, а позже – это всего лишь фикция продажи и форма установления брачных уз. Наконец, третья форма брака – по давности (usus). При годичном непрерывном осуществлении бра­ка он приобретал юридическое значение. Но жена могла избегнуть установления над собой власти мужа, если проводила три ночи подряд вне его дома. Такое могло повторяться ежегодно и, по существу, вело к установле­нию особой, "неправильной" формы брака (sine manu), при котором власть мужа не устанавливалась над личностью и имуществом жены.

Брак sine manu. С течением времени – в период поздней республики – власть мужа над женой заметно ослабляется. На смену браку с мужней властью пришел брак без мужней власти – sine manu.

Для нас особый интерес представляют браки sine manu – без мужней власти, которые были типичны в классический и постклассический периоды развития римского государства. Они преобладали благодаря превращению семьи в союз потребителей и возрастанию хозяйственной и общественной самостоятельности женщины.

Вступление в брак sine manu не влекло изменения правосубъектности женщины. Если до вступления в брак жена была persona sui juris (лицо своего права), то и после вступления в брак она оставалась лицом своего права.

Причиной появления новой формы семьи и брака явилось разложение прежней патриархальной семьи. Брак без мужней власти возникал из простого брачного соглашения и заключался без особых формальностей, хотя при нем могли совершаться какие-либо обряды, например, введение невесты-жены в дом мужа. Брак sine manu основан на равенстве супругов. При этом жена сохраняла самостоятельность (persona sui juris), если обладала таковой, но получала имя и сословное положение мужа, его местожительство было для нее обязательным. Все же жена не становилась агнаткой семьи мужа, и потому дети от такого брака не имели юридической связи с матерью. Личные права мужа над женой не столь всеобъемлющи, как при браке с мужней властью. Лишь в случае прелюбодеяния муж имел право убить жену, но с течением времени и это право исчезает.

При браке sine manu жена имела имущественную обособленность. Даже дарения супругов друг другу, чтобы гарантировать их иму­щественную раздельность, считались ничтожными. Одна­ко расходы на ведение домашнего хозяйства возлагались на мужа, а в случае cпopa o том, кому принадлежит та или иная вещь, устанавливалась презумпция, что это вещь мужа (пока жена не докажет обратного).

Имущественная раздельность супругов проявлялась и в том, что они не наследовали один другому, могли вступать между собой в договорные отношения - во все дозволенные гражданско-правовые отношения (покупать, занимать и т.д.). Однако между ними исключались иски о бесчестии (infamia), признавалось необходимым ограничивать размер взыскания по суду из имущества одного супруга в пользу другого, "дабы не ста­вить должника в бедственное положение". В поздней республике римские женщины обладали не только имуще­ственной самостоятельностью, но нередко и значительны­ми материальными богатствами, что в немалой степени обеспечивало их независимость от мужней власти.

В период империи укрепляется личная и имущественная самостоятельность жены. Так, если при Августе мужу было запрещено отчуждать принесенные в приданое земельные участки и другую недвижимость без ясно выраженного согласия жены, то при Юстиниане мужу запрещалось отчуждать приданое и при согласии жены. Таким образом, муж хотя юридически и оставался собственником dos, но фактически являлся не чем иным, как простым пользователем dos на время брака (dos остается мужу лишь в случае развода по вине жены, в качестве штрафа для последней). Сложился афоризм: "Хотя приданое находится в имуществе мужа, но принадлежит жене".

Так постепенно складывалась римская система имущественных отношений между супругами. Принцип юридической раздельности имуществ, ничему не мешающий при браках хороших, но наилучшим образом гарантирующий обоих супругов при браках плохих, лежит в основе этой системы.

Влияние римского частного права на основные начала гражданского законодательства России общеизвестно[2]. В связи с этим представляется интересным провести некоторую параллель в области регулирования имущественных отношений супругов в римском частном праве и российском семейном праве.

В отличие от древнеримского частного права, имеющего длинную историю института dos, современное семейное право России не знает института приданого, и поэтому взаимоотношения российских супругов по поводу приданого лишены какой-либо правовой регламентации.

Современное российское семейное право устанавливает законный и договорный режимы имущества супругов[3].

Законным режимом супружеского имущества является режим совместной собственности. Суть его состоит в том, что все имущество, нажитое супругами в браке, является их совместной собственностью, независимо от размера вносимых каждым из них на приобретение этого имущества средств, даже если между доходами мужа и жены существует большая разница. Более того, право на общее имущество имеет и тот из супругов, кто занимался ведением домашнего хозяйства, осуществлял уход за детьми, не имел самостоятельного дохода по другим уважительным причинам (п.3 ст.34 СК РФ). Таким образом, супруги обладают равными правами на общее имущество. В этом проявляется один из основных принципов российского семейного права – принцип равенства супругов – главное отличие от регулирования имущественных отношений в римском частном праве.

Законодательство Российской Федерации закрепляет также положение о том, что помимо имущества, входящего в состав совместной собственности супругов, существует имущество, принадлежащее каждому супругу в отдельности (добрачное имущество; имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования; вещи индивидуального пользования каждого из супругов за исключением драгоценностей). Этим имуществом каждый супруг вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться. При разделе общей собственности супругов и определении их долей это имущество не учитывается.

Все это говорит о существовании элементов раздельности имущества супругов при режиме совместной собственности. Наличие признаков режима раздельной собственности супругов роднит имущественные отношения супругов современной России и Древнего Рима (речь идет об имущественных отношениях супругов в браке sine manu).

Современное семейное законодательство допускает, наряду с императивным методом урегулирования имущественных отношений супругов, их диспозитивное регулирование. Супругам предоставлена возможность самостоятельно определять свои имущественные права и обязанности в период брака и на случай его расторжения. Заключая брачный договор, супруги сами устанавливают правовой режим владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно ст.40 СК РФ, брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. В силу требования п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Заключение брачного договора предоставляет возможность супругам и лицам, вступающим в брак, отступить от режима совместной собственности супругов. В частности, супруги вправе установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (п. 1 ст. 42 СК РФ).

Пока заключение брачного договора в России не получило широкого распространения. Нужно полагать, что и в будущем большинство лиц не будет заключать брачный договор, если их имущество состоит преимущественно из предметов потребительского назначения. Но введение в семейное законодательство России брачного договора не означает, что все лица при вступлении в брак или в период брака обязаны заключать такой договор. Закон лишь предоставляет право заинтересованным супругам самостоятельно определять свои имущественные взаимоотношения в браке, но не обязывает их к этому.

Как видим, наряду с императивными методами регулирования имущественных отношений супругов, действующее семейное законодательство России допускает и уполномочивающие, диспозитивные нормы, которые дают возможность заинтересованным лицам самостоятельно определять свои отношения с другими людьми не только в сфере семьи, но и наследования, обязательственных отношений и т.п. Таким образом, идеи частноправового регулирования имущественных отношений, берущие начало именно в римском частном праве, безусловно сохраняют свое значение и в настоящее время.

Конкубинат (concubinatos). От брака sine manu следует отличать такое ставшее заметным в семейном праве поздней республики явление, как конкубинат (concubinatos) – дозволенное законом (постоянное, а не случайное) сожительство мужчины и женщины.

При конкубинате мужчина и женщина желают создать устойчивую семью, но принадлежат к разным сословиям (например, сенатор и вольноотпущеница), либо имеют разное гражданство (например, перегрин и свободная римская гражданка). Значит, конкубинат есть тоже брак, но “незаконный”. При конкубинате жена не приобретала социального положения мужа, а дети, родившиеся от такого брака, не подпадали под власть отца (правда, в период империи стала возможной legitimatio – узаконение отцом детей, рожденных от конкубината).

В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и состоять в конкубинате с другой. Однако, женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей, и муж имел право убить ее. Как отмечается в литературе, брак без мужней власти (sine manu) похож на конкубинат, но отличается от него намерением создать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Итак, конкубинат (естественный, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключить законный брак. В конкубинате рождались внебрачные дети (liberi naturales), которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассический период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.