13)Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли словесно, взыскивается строго по законам.
Каковы преимущества службы в Сибири?
Всем классным чиновникам, направлявшимся на государственную службу в Сибирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъем и обзаведение. Размер подъем определялся следующим образом:
а) для чиновников, оправляющихся на службу по предварительному назначению в должность - годовой оклад штатного сей должности звания;
б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без предварительного назначения должности, годовой оклад жалованья, присвоенного месту прежней службы.
За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка к жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не сравняется с полным окладом.
Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет, даруется сокращение 35-летнего срока для получения Ордена Св. Владимира. Упомянутое сокращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и Кавказской области считаются за 4 года, с распространением сего преимущества за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии перейдут на службу в другие губернии.
Культура, наука, образование.
Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно политическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.
Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды – истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всем мире.
По подсчетам историков в середине XIXв. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях – 18 тыс., а в 6 университетах – 3,5 тыс. студентов. Восемьдесят процентов учащихся средней и высшей школ были дворяне.
В период школьных реформ 60-х г.г. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, сельских и уездных училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникали новые учебные заведения – воскресные школы для взрослых. С конца 80-х г.г. их деятельность активизировалась.
Но основным звеном начального образования была земская общественная школа. В 1864-1874г.г. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.
В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт женский медицинский институт. К концу XIX в. в России функционировало более 60-ти государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.
Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование нес народ.
В целом возможности российского образования отставали от потребностей страны. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличила выпуск продукции.
В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин (1862-1938).
Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек.
В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский Русский музей.
Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки.
В стране возникали новые научные центры: Общество людей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866).
Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.
Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). Работа его “Основы химии” была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана 8 раз.
Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905). 25 апреля 1825г. на заседании Русского физико-химического общества об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу “грозоотметчика” – радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.
А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания испытательных аппаратов. В 1876г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей.
Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики: нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей.
Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.
Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Научные интересы И.П. Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности.
Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843-1920). Он исследовал явление фотосинтеза, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.
Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии, Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839-1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов.
Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) – русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения.
Общественно-политическая жизнь, рост национального самосознания, усиление классовой борьбы вызвали развитие гуманитарных наук. В области историко-экономической науки одной из серьезных работ была книга В.В. Берви-Флеровского “Положение рабочего класса в России”.
В пореформенные годы получили разработку филология и лингвистика. И.И. Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание петербургской школы славистов. В.И. Даль (1801-1872) – создатель “Толкового словаря живого великорусского языка”, который в отличие от академических словарей того времени, содержит лексику живой народной речи.
Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В 50-70-х г.г. над 29-томным изданием “История России с древнейших времен” работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.
Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно - преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления.
На вторую половину XIX в. и первую половину XX в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).
После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения, Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.
На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также творчество таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945), который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот период.
Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало творчество писателей реалистов.
Литература России представлена не только произведениями русских писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе.
С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Конец XIX начало ХХ веков – период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова и многих других.
В музыкальной культуре второй половины XIX в. Особое место занимает “Могучая кучка” или “Новая музыкальная школа”. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).
Композиторы “Могучей кучки” в своем творчестве развеяли традиции классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки. В период деятельности “Могучей кучки” были созданы одни из лучших произведений кружковцев.
Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х г.г. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9