Реферат
Арабян Агаси Манукович
Федеральная антимонопольная служба
Москва 2008 г.
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила серьезные проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.
В условиях централизованного государственного воздействия на экономику в нашей стране наряду с предприятиями - монополистами в машиностроении, приборостроении и других отраслях народного хозяйства сформировались так называемые естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне (транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и др.), так и в пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта (местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т.д.). Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия-монополисты и естественные монополии практически всегда имели и имеют до сих пор потенциальную возможность своими антирыночными действиями не только создавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. В нашей стране в этом направлении также делаются аналогичные шаги. Созданы законодательная база, соответствующие федеральные и территориальные антимонопольные органы по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции субъектов республиканского и местных товарных рынков.
Роль и место антимонопольного органа в процессе экономического развития субъекта Российской Федерации
Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистый монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является производителем данного товара либо поставщиком услуги и обладает исключительным правом на продажу. Поскольку монополист контролирует общий объем предложения товара (услуг), он и “диктует цену”. Организация - монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что общество несет определенные потери, а монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе). В некоторых отраслях современная технология такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия. Это явление принято называть эффектом масштаба и там, где он значителен, средние и предельные издержки фирмы будут понижаться. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на одну единицу продукции означает понижение цены для потребителей. Это возможно при небольшом количестве крупных предприятий и в конце концов, одной организации.
Монополия, возникающая под влиянием положительного эффекта масштаба, называется естественной монополией. Отличительная черта естественной монополии - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, ж/д пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальны вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции.
В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования различных видов монополий предполагает, что применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к предприятиям-монополистам или к естественным монополиям. Переход же к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования монополиями и эта необходимость вызвана рядом причин. Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.
Ввиду того, что монополии, как правило, производят продукцию (услуги), необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию этих монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации предприятий-монополий и
других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Следует отметить, что необходимость участия антимонопольного органа РФ в процессе государственного регулирования монополиями обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения.
Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию (услуги) монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему государственного регулирования является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
В настоящее время у правительства РФ имеются достаточно веские основания для того, чтобы отказаться от государственного регулирования тарифов монополий. Сравнительный анализ такого регулирования с рыночным регулированием представляется небезынтересным (табл. №1). В данном случае под рыночным регулированием понимается регулирование монополий в рамках антимонопольного законодательства.
При административном установлении тарифов стимулы монополии к сокращению издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваются на «выбивании» максимально высоких тарифов и при этом ответственность за уровень тарифов ложится на государство. Конечно, в случае непринятия со стороны правительственных органов предложений монополистов, последние вынуждены проводить работу и по снижению издержек. Однако это именно вынужденные шаги с их стороны. Отмена же прямого регулирования цен даст ощутимый толчок монополиям для оптимизации собственных издержек.
Оказавшись в равной с другими субъектами хозяйственной деятельности ситуации и подчиняясь исключительно нормам антимонопольного законодательства, монополии получат больший стимул снижать издержки, нежели завышать тарифы.
Постоянно рискуя попасть под санкции контролирующих органов, снижение издержек во многом становится естественным, а не вынужденным. Кроме того, эффективность рыночного контроля проявится в снижении государственных издержек, связанных с постоянным пересмотром тарифов, а также с финансированием органов власти, выполняющих функции государственного регулирования тарифов.
Основные минусы рыночного механизма регулирования тарифов связаны с определёнными недостатками действующего антимонопольного законодательства и естественно уместно говорить о дальнейшем совершенствовании антимонопольного законодательства в целом.
Преимущества и недостатки различных способов регулирования
тарифов монополий с точки зрения государства (таблица №1)
Государственное регулирование