Рефераты. Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО)

Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что особые льготы, действующие между двумя соседними государствами, не распространяются на третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим государством договор, включающий клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская оговорка". Например, в статье 5 торгового соглашения СССР о Австралийским Союзом содержится следующее положение; "Постановление о наибольшем благоприятствовании не распространяется: а) на привилегии и льготы, предоставляемые Советским Союзом соседним с ним странам".

Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью обеспечения приграничной торговли.

В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:

"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов на территории одного государства для всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности, равносильно практическому неравенству".

В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними".

Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с другой стороны, развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее развитым странам.

Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям, что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового международного экономического порядка. Хартии экономических прав и обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и техники.

Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны конкурентоспособными на мировом рынке.

Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых договором отношений) изъятия.

В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]

В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто включаться в торговые договоры.

Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую таможенную политику. То есть в области международных экономических отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего благоприятствования.

Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии международного права ООН.

Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:

1) зоны свободной торговли;

2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны свободной торговли;

3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли.

Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится: "Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования таможенного союза или зоны свободной торговли; ... в) принятия соглашения, направленного на образование такого союза или такой зоны в течении разумного периода времени".

Во-вторых, вызывает замечания тот факт, что в случае принятия данного исключения государства, не входящие в таможенный союз оказываются в худшем положении по сравнению с членами этого союза.

Таможенные объединения не должны вести к уклонению от других обязательств и исключения в пользу таких объединений возможны только при явно выраженном согласии государств с ограничением своих прав, вытекающих из режима наибольшего благоприятствования.

В ходе обсуждения Проекта КМП была предложена статья 23 "Клаузула о наиболее благоприятствуемой нации в ее взаимоотношениях с режимом, предоставляемым одним членом таможенного союза другим членам": "Государство-бенефициарий, не являющееся членом таможенного союза, не приобретает на основании клаузулы права на режим, предоставляемый бенефициирующим государством - членом таможенного союза третьему государству, которое также является членом этого союза".

Оба специальных докладчика КМП высказались против кодификации этого исключения. Представители ЕС напротив настаивали на внесение в Проект соответствующего положения. Статья 234 Договора о создании ЕС, подписанного в Риме 25 марта 1957 года подразумевает такое исключение, что находит подтверждение и в договорной практике. Так, например. Торговое соглашение между ЕС и КНР устанавливает, что режим наибольшего благоприятствования не применяется, когда речь идет о: "выгодах, предоставляемых договаривающейся стороной государству, которое является членом таможенного союза".

Комиссия решила не включать статью об исключениях, касающихся таможенных союзов в Проект. При этом понималось, что отсутствие такого положения не может быть истолковано как косвенное признание существования или несуществования такого правила, однако практика настоящего времени говорит о фактическом признании правомерности этого исключения. В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории торговых льгот /тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ. Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и в статье XXI /Исключения по соображениям безопасности/.

Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в других соглашениях и правовых документах ВТО.

В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей. Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта группа вопросов:, общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия экологические соображения.

2.6 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с другими принципами международного права

 

2.6.1 Связь принципа наибольшего благоприятствования с

принципом равноправия государств.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.