Рефераты. Республика как форма правления

- Иногда встречаются  смешанные формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России полупрезидентская  ( смешанная ) форма правления, при которой президент избирается всеобщим  голосованием, он располагает широкими полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.

Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику. Данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического. Главным признаком  данного вида республики является верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями – все остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня,  ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах. 


2. Статья 1 французской  Конституции 1958 года определила основные характеристики государства, установив, что Франция – неделимая, светская, демократическая  и социальная республика. Президент, по действующей Конституции, является центральным институтом, вершиной в иерархии государственных органов. Вместе с Правительством ( Советом министров) он образует центральную исполнительную власть. Однако, соотношение сил и практика взаимодействия  между этими двумя органами зависят от партийного состава нижней палаты Парламента. Когда большинство в этой палате составляют сторонники Президента, Правительство так же состоит из его сторонников и проводит его политику. Когда же Президент вынужден формировать Правительство из своих противников, возможности влияния его на правительственную политику ограничены лишь его конституционными полномочиями.

Задачи и функции Президента определены ст.5 Конституции. Президент следит за соблюдением  Конституции и обеспечивает нормальное функционирование публичных властей. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории и соблюдения международных договоров.

В сфере исполнительной власти к полномочиям Президента относится назначение Премьер-министра и прекращение его полномочий по заявлению об отставке Правительства. Однако, при назначении Премьер-министра  Президенту приходится считаться с позицией партийного большинства Национального собрания. Согласно ст. 9 Конституции, Президент председательствует в Совете министров. В Конституции определен ряд весьма важных полномочий Президента, относящих к внешним сношениям, обороне и безопасности. Ст. 12 Конституции закрепляет за Президентом право распускать Национальное собрание.

Согласно ст. 6 Конституции Президент избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием. Если Президент выбыл досрочно или Конституционный совет по запросу Правительства  абсолютным большинством голосов констатировал наличие обстоятельств, препятствующих Президенту осуществлять его функции, Президента замещает председатель Сената.

Как указано, в ст. 68 Конституции, Президент республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Обвинение может быть предъявлено ему только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное решение открытым голосованием и абсолютным большинством голосов своих членов.

Аппарат Президента достигает нескольких сотен человек. Он включает кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, чиновников для особых поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.

Французский Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.  Срок полномочий Национального собрания составляет пять лет и полное его обновление при каждых выборах. Члены Сената избираются на девять лет, и обновляются на 1/3 каждые три года.

Законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и парламентариям. Законопроекты рассматриваются сначала Государственным советом, который выступает как консультативный орган Правительства, затем обсуждаются  в Совете министров и потом вносятся в бюро одной из палат. На первом чтении проводятся общая дискуссия по докладу комиссии, постатейное обсуждение и голосование в целом, после чего одобренный на первом чтении акт передается в другую палату.  Принятый Парламентом закон поступает для промульгации Президенту, который в течение 15 дней после передачи закона Правительству может потребовать нового обсуждения закона или его частей.

Согласно ст. 20 Конституции, Правительство ( Совет министров ) определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и Вооруженными силами. Глава Правительства назначается Президентом, а по его представлению Президент назначает остальных членов Правительства. Составив Правительство, Премьер-министр после обсуждения в Совете министров выносит на одобрение Национального собрания программу Правительства. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием. Реализуется она путем принятия Национальным собранием резолюции порицания. Резолюция порицания – это вотум недоверия Правительству по инициативе Национального собрания. Она должна быть подписана не менее, чем 1/10 общего числа депутатов.

На Конституционный совет возложена функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органических законов и регламентов палат Парламента, а так же факультативного предварительного контроля конституционности обычных законов.  Объявленное не конституционным положение не может быть введено в действие. Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. Конституционный совет выполняет функции избирательного суда. Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. По три члена назначаются Президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената. Должность члена Конституционного совета не совместима с членством в Правительстве и Парламенте.

Так как Президент республики избирается гражданами, является первым человеком государства и обладает обширными полномочиями (признак президентской республики), а назначаемое им Правительство несет политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (признак парламентской республики), то можно сделать вывод, что во Франции форма правления определена как смешанная республика.

Заключение.

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и в Азии распад колониальных систем в середине ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти, любого ее высшего органа, включая главу государства основаны на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно – президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республикой, но ее демократическая сущность опустошается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.д.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечению срок полномочий – словом, когда узурпирует власть. Так поступали А. Гитлер в Германии в 1933 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры к сожалению можно продолжать. Есть примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики Тропической Африки, где несмотря на наличие парламента, формально независимых судов, власть президента фактически неограниченна. (так называемые монократические республики). Смена президентов происходит здесь лишь обычно в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный характер. В Малави, например, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. В данной работе были рассмотрены действительно демократические республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.



















Список использованной литературы:

1.      Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть. Под ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК. 1996.

2.      Конституции зарубежных государств. Под ред. В.В. Маклаков. М.: БЕК. 1996.

3.      Венгеров А.Б. теория государства и права. М.: Новый юрист. 1998.

4.      Основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристь. 1998.

5.      Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ., 1994.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.