Рефераты. Реформы местного самоуправления в Российской Федерации

Реформы местного самоуправления в Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию

Ивановский  государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного

и финансового права













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: муниципальное право


Вариант №1













                                                                               Выполнил: студент 1 курса,

                                                                           1 группы отделения заочного

                                                                ускоренного обучения

                                                        Гизатуллина Е.А.








Иваново 2007

Оглавление

1. Реформы местного самоуправления в Российской Федерации.……….….2

2. Взаимодействие органов и должностных лиц органов местного самоуправления…………………………………………………….….………..10

3. Список использованной литературы.…………….........................…............15



















1. Реформы местного самоуправления в России

Сразу  же после отмены крепостного права реформировали органы  местного самоуправления. По закону  1 января 1864 года были созданы земства. Введение в действие Положения  о земских учреждениях было возложено на временные  уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства,  исправника,  городского головы  и чиновников от  палаты государственных имуществ и от конторы  удельных крестьян. И то, и другое окончательно утверждалось губернской временной комиссией, под  предводительством губернатора.

Выборы  гласных (депутатов) в состав уездного  земского собрания  проходили по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах:

1.     крупных землевладельцев,

2.     городских собственников, владеющих недвижимым имуществом в городе,

3.     сельских обществ.

Выборы производились  раздельно: от первых двух курий  проводились на съездах их представителей. В избирательных съездах  не могли принимать участия: « а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или по общественному приговору;  и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России»,[1] а также лица, признанные недееспособными и исключенные из духовного ведомства.

В выборах уездных землевладельцев могли участвовать: а) собственники земли,  расположенной в определенном уезде; б) лица, которые владели в уезде другим недвижимым имуществом, не ниже 15 тысяч рублей, владеющие промышленным или хозяйственным заведением; в) уполномоченные от нескольких землевладельцев, учреждений и т.п.; г) уполномоченные от священнослужителей, которые владели в уезде церковью.[2]       

Исполнительными органами  были губернские и уездные земские  управы. Они состояли из председателя и нескольких  членов, избирались на три года. Губернские собрания проводились раз в год и длились 2-3 недели, для решения возложенных на них задач, а также утверждения смет расходов и доходов. Земские собрания получали в свое ведение по своему преимуществу дела местного хозяйства.  На основании Временных Правил, все государственные повинности были изъяты из компетенции земства. Из общих губернских  повинностей  в ведении земских учреждений  находились: а) устройство  и содержание дорог, мостов, перевозов  и верстовых столбов; б) наем домов для рекрутских присутствий,   становых приставов  и судебных следователей; в) содержание подвод  при полицейских управлениях и становых квартирах; г) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; д) содержание местных по крестьянским делам учреждений.

Земская реформа  1864 года положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения  и народного просвещения.  

Земская интеллигенция многое сделала для  улучшения жизни деревни. «Один земский врач обслуживал  200 деревень,  принимал в обычный день  не менее 60 больных, в праздничный – по 100 человек. Рабочий день земского врача составлял 12 часов. Фельдшеры и акушеры  получали в земствах 120 – 180 рублей в год, сельские земские учителя – 150 рублей в год. «Тесно, сыро, холодно и не сытно». Так оценивали свою жизнь учителя и врачи»[3].          

                   

В 1870 году была проведена городская реформа. Она была проведена на основе Городового положения, принятого в том же  году.

Городовым положением 1870 года избирательное право как активное, так и пассивное,  было предоставлено  каждому городскому обывателю, независимо от  сословной принадлежности, но при наличии следующих условий: 1) если он Русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения 3) если он при этих условиях владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города  сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочный торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п.;  4) отсутствие недоимок  по городским сборам.[4] Таким образом, каждый, кто имел хоть крошечный домик, кто в качестве торговца или  ремесленника, платил  в казну города, пользовался правом не только избирать, но и сам мог  быть  избранным в гласные.

Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Юридические лица и женщины участвовали в выборах  через представителя.  Голосование было тайным.    

Лучшей стороной реформы  1870 года  была направленность деятельности городских органов на решение местных  дел, ведении городского хозяйства и благоустройства, установление правил  об использовании  городского имущества и различных сборов. Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном  развитии городов, системе здравоохранения  и народного просвещения, а также способствовала становлению общественно-политической и культурной жизни, развитию предпринимательства и торговли.

 Недостаток реформы заключался в том, что органы городского самоуправления контролировались и подчинялись  царской администрации, что сильно ограничивало их самостоятельность.

Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 года закрепил общие положения органов местного самоуправления в Российской Федерации; структуру и организационные основы деятельности местных органов власти и управления; структуру и организационные основы деятельности местной администрации; экономическую основу местного самоуправления; финансовую основу местного самоуправления; компетенцию местных советов  и местной администрации; территориальное общественное самоуправление населения; гарантии местного самоуправления.

Конституция России 1993 года определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[5].

Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская Хартия определяет местное самоуправление как право и действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел"[6].

28 августа 1995 года был принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» который  в соответствии с Конституцией Российской Федерации определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Федеральным Законом от 20.08.1995 года установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций[7].

К органам местного самоуправления, закон отнес выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований[8]. К формам прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления по закону отнесены: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления[9]. Установлен запрет на ограничение прав местного самоуправления. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от12.08.1995 г., другими федеральными законами, запрещается[10]. Кроме того, в отличие от закона 1991 года в данном законе установлена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом[11].

6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С этого времени началась реализация этого закона в нашей стране. Вступил в силу закон с 01.01.2006. Суть этой реформы заключается в установление РФ двухуровневой системы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется как на уровне городских поселений, так и на уровне муниципальных районов, в состав территории которых входят поселения. На уровне поселений решаются вопросы местного значения, которые непосредственно касаются жизнедеятельности жителей конкретного поселения, то есть, в основном, жилищно-коммунальные вопросы местного значения. Муниципальный район имеет полномочия, которые касаются не одного отдельного поселения, а всех поселений, входящих в состав муниципального района, то есть межмуниципальные, межпоселенческие вопросы местного значения. Для крупных и самодостаточных населенных пунктов предусмотрен и еще один тип муниципального образования - "городской округ. Городской округ не входит в состав муниципального района и обладает полномочиями, как поселения, так и муниципального района. Изменение системы местного самоуправления в РФ должно повысить заинтересованность жителей в осуществлении местного самоуправления, в связи с приближением к населению этого уровня публичной власти, что в свою очередь должно положительно сказаться на социально-экономическом положении муниципальных образований.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.