Рефераты. Развитие малого предпринимательства в России p> Главенствующее до конца XVIII столетия значение среди различных видов предпринимательской деятельности принадлежало торговле. Это было характерно не только для России, но и для других стран Европы. Не случайно в политико- экономической литературе последующего времени XVIII столетие было признано
«веком торговли». «Коммерция жилою есть государственной», торговля – «душа общества» - подобные высказывания звучали во многих проектах русских финансистов XVIIIв.

Особенностями русской торговли в XVIII веке были: отсутствие свободных капиталов и многочисленных купцов, плохие дороги и сезонной колебание цен, полицейский надзор за торговлей, создание капиталов не на быстром обороте и организации торговли, а на винных и воинских подрядах.

Для внутреннего рынка России и в XVIII веке была характерна разбросанность торговли. Она свидетельствует об отсутствии даже у значительных продавцов специализации на одном виде товара, а также показывает ограниченность емкости рынка даже в Москве, где на одном не
«пошедшем» в торговле товаре можно было разориться. Такое обстоятельство побуждало купца раскинуть торговую сеть, чтобы уловить покупателя в разных местах. В условиях недостаточно емкого рынка и преобладания мелкого покупателя известность торговых фирм и солидность торговых предприятий еще не оказывала магического действия на покупателя, зачастую бродившего в рядах с несколькими алтынами в кармане и случайно соблазнявшегося попавшей на пути лавочке.

Из таких особенностей развития торговли в России в XVIII веке формировался внутренний рынок, который не завершил процесса своего складывания в предыдущие века. Наряду с новыми, более прогрессивными чертами развития, он имел хронические недостатки, а по нескольким аспектам наблюдался даже регресс.

Петр I и его последователи особое внимание уделяли развитию промышленности в связи с необходимостью быть наравне с другими европейскими странами того времени. Размер предприятий, преобладавших в той или иной отрасли промышленности, определялся многими факторами. Наличие сырья, производственных навыков населения, нехитрое оборудование и технологический процесс позволяли организовывать массовое производство продукции на кустарном уровне мелкотоварным производителем с тем, чтобы полностью удовлетворить имевшийся на него спрос не только на внутреннем, но даже и на внешнем рынке. В тех же отраслях, где таких условий не было, а закупка сложного оборудования и привозного сырья, как обучение мастеров или их выписка из-за рубежа, требовали больших капиталов, как, например, в суконной или шелковой промышленности, организация крупных предприятий становилась необходимой. Имели значение и условия оборота капитала, определяемые характером технологического процесса. Например, процесс производства кож носил не только сезонный, как и у многих других производств, прерывный характер отдельных операций, разделенных между собой интервалами до двух недель. Это создавало медленность оборота капитала, особенно заключенного в сырье и материалах, что определяло меньшую доходность вложенных в кожевенное производство средств. Данное обстоятельство, однако, не исключало возникновения на фоне повсеместного распространения кожевенных мастерских, имевших характер мелкотоварного производства, и действительно крупных предприятий, подобно кожевенным заводам купца гостиной сотни Казани И.А. Микляева, на которых в 20-х годах
XVIII в. работали несколько десятков наемных работников различных специальностей.

Сферой приложения предпринимательских усилий некрупного капитала в
XVIII в. были также стекольное производство, организация бумажных мельниц, канатных заводов, предприятий по первичной переработке сырья, различные отрасли химической промышленности: смолокурение, дегтярное, поташное дело, производство селитры, пороха, купоросов, серы, сургуча и прочее. Эти предприятия в целом развивались в направлении превращения в крупное производство, но в рассматриваемое время большинство из них еще не стали таковыми, хотя подчас наблюдалось накопление значительных капиталов, расширение масштабов производства, применение наемного труда. Часть предприятий организовывалась купеческим капиталом и размещалась в городах, другие вырастали в торгово-промышленных поселениях на базе крестьянских промыслов в процессе укрупнения мелкотоварного производства. Они развивались в русле «указанной», то есть санкционированной Мануфактур- коллегией промышленности, другие возникали самостоятельно как «безуказные» предприятия. Примером таких предприятий может служить так называемая
«рассеянная мануфактура», на которой использовался труд кустарей, работавших на дому для мануфактуристов. Это наблюдалось, например, в текстильной промышленности. Ивановские фабриканты изготовленное полотно отдавали «настить» в окрестные селения Авдотьино, Конюхов, Подталицкое, а московские купцы скупали под Тамбовом и в других местах суровое полотно, окрашивали его и продавали в казну. Такие мануфактуры были выгодны, так как несли меньшие затраты на организацию производства и не требовали особых профессиональных навыков от рабочих.

В ряде отраслей промышленности, например полотняной, «безуказное» производство базировалось на давних традициях развития крестьянских промыслов, развивавшихся в форме мелкотоварного и даже домашнего производства. В других, «безуказное» производство, оставаясь мелким по размеру, впервые возникало параллельно с организацией поддерживаемых правительством мануфактур. В шелковой промышленности оно базировалось на самостоятельном овладении мелким производителем техническими навыками шелкоткачества и ориентировалось на самого невзыскательного, но массового потребителя, привлекаемого дешевизной продукции. «Эта дешевизна и была главной их силой в борьбе за рынок», - писал П.Г. Любомиров[9]. Новая для
России XVIII века хлопчатобумажная промышленность первоначально в середине столетия утвердилась в виде кустарного производства бумажных материй в
Астрахани и районе Оренбурга, через которые в Россию с Востока поступала хлопчатая бумага и разные сорта бумажных тканей. И только в конце 60-70-х годов «указные» фабрики появились в центральном районе.

Особый интерес представляют примеры «теневого бизнеса», отнесенного историками к сфере «неуказной» промышленности. В 1764г. в Москве у
Воскресенских ворот был задержан с партией пуговиц оброчный крестьянин Ф.
Ефимов. На допросе выяснилось, что он был наемным рабочим пуговичного мастера И. Трофимого, имеющего свой двор за Тверскими воротами. Таким образом, особенности русского национального характера (в частности его не самые прельщающие стороны) закладываются уже в те далекие времена эпохи развития раннего капитализма.

Другой формой предпринимательской деятельности является ростовщичество, отношение к которому в России всегда было неоднозначным.
Ростовщический капитал обнаруживает себя на поздних стадиях развития феодализма. Он объективно способствует расслоению в обществе – превращению мелких производителей в рабочих, держателей крупных сумм – в предпринимателей. Но, как и любая предпринимательская деятельность, ростовщичество в России имело свои особенности. Прежде всего, кредитные операции в XVII-XVIII вв. осуществлялись не через банки, а через ростовщиков. Главными из которых были – мелкие ростовщики – богатые крестьяне и ремесленники, отдельные землевладельцы, монастыри, купцы. Банки могли лишь слегка уменьшить процент ростовщиков из-за своей неспособности обслуживать всех желающих.

В целом развивающаяся и преобретающая некоторый импульс российская экономика в XVIII веке и складывающиеся первоначальные капиталистические отношения требовали активной кредитно-финансовой политики. Но эта политика должна была поддерживать наиболее экономически активные, предприимчивые слои населения; она же была направлена на поддержку отмирающих, паразитических классов. Из-за этого высок был ростовщический процент, уродливы отношения кредиторов и должников, и, самое главное, эти отношения консервировали примитивную экономику, а не давали импульс ее развитию.

Поддержание народной инициативы и предприимчивости в XVIII веке шло по пути отмены ограничений. И Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменяет все возможные ограничения, объявив, что теперь «всем подданным нашим к заведениям станов и рукоделий столь беспредельная от нас дана свобода, что не стесняются они уже ни частым испрошением на дозволения, ни надзиранием за делом рук их, где собственная каждого польза есть лучшее и надежнейшее поощрение».
Историки отмечают «исключительную яркость» этого периода по «необычайной интенсивности процесса индустриализации» и по роли в нем частного предпринимательства. Но, несмотря на усилия Петра I и Екатерины II, ведущей оставалась торговля и связанная с ней деятельность.

IV. Развитие предпринимательства в XIX-XX вв.

Первая половина XIX века является существенным рубежом в развитии отечественного предпринимательства как в сфере экономики, так и в становлении буржуазной идеологии. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава в буржуазии создавали материальные условия для перехода к капитализму. Наблюдался активный переход частного капитала в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших черты фабрик, увеличивалось значение научно-технических достижений, все более осознававшееся предпринимателями.

Промышленность являлась той сферой жизни человека, в которой раньше и интенсивнее формировался новый способ производства.

В конце XVIII – в начале XIX вв. сложилась промышленная география центральных районов России. Она отличалась широким распространением мелкой, главным образом, крестьянской промышленности. В Московской, Владимирской,
Калужской, Костромской, Тверской, Ярославской, Нижегородской губерниях чуть ли ни в каждом селении крестьяне занимались промыслами. Мелкая промышленность являлась хорошей базой для генезиса капиталистического производства – в ее орбите готовились квалифицированные кадры, накапливались капиталы, формировалась промышленная буржуазия.

В промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого гражданина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой – бурный рост мелкой крестьянской и кустано-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы, на все многообразие их потребительского спроса.
Такое распределение сил сохранились вплоть до начала XX века.

В это время происходило дальнейшее развитие характерной тенденции, проявившейся еще в XVIII веке: сокращение казенной мануфактуры и расширение частного предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.