Рефераты. Пункты Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения

Пункты Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения

Санкт-Петербургский университет МВД России

Специальный факультет Петрозаводского Представительства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ "ИСТОРИИ ОВД"

НА ТЕМУ: «Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения.

Слушателя

13 учебной группы заочного отделения

Зверева Анатолия Анатольевича

Преподаватель: Кошкина Н.В.

г. Петрозаводск

2001г.

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Введение
2. Предпосылки написания «Пунктов» Петра I.
3. «Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения.
4. Заключение.
5. Литература.

1. Введение:

Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности, принуждение к исполнению правовых велений осуществляется всяким государством. В странах со слабо развитой государственностью, особенно на ранних этапах развития государства, когда его аппарат прост и мало дифференцирован, эта, полицейская - в современном обычном понимании, функция исполняется органами управления широкой или общей компетенции.

В древней Руси эту функцию исполняли вотчинники и помещики, их слуги, волостели и наместники князей, посадники, тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава. В XV— XVII вв. розыск правонарушителей, их арест и содержание под стражей, следственно-розыскные функции осуществляли недельщики, состоявшие при местных администраторах.

Еще в Х в. на Руси наряду с дворцово-вотчинной существовала так называемая численная или десятичная система местного управления, возникшая как военно-административная и превратившаяся в административно-полицейскую.
При этом она теряла математическую форму - тысяцкие превращались в воевод, сотские и десятские возглавляли мелкие административно-территориальные единицы, поселения, их части. В Новгородской республике полицейские функции исполняли старосты в пятинах, городских концах. Со временем системы десятичного и концово-улнчного управления превратились в организацию административно-полицейского самоуправления на городских посадах и у чернотяглых крестьян.

С XVI п. на улицах и площадях Москвы выставлялась стража, которая следила за порядком, не позволяла хождения ночами по городу (за это было предусмотрено битье кнутом или тюремное заключение). В 1504 г. Иваном III были учреждены, а в 1505 г. уже фактически существовали на московских улицах решетки, на выездах из города - заставы. Решетки на ночь закрывались, у них выставлялись сторожа. Ведали решеточным караулом приказчики. В конце XVI—XVII вв. в городах весной назначались так называемые «объезжие головы». В помощь им давались подъячие, решеточные приказчики, прикомандировывались стрельцы и другие военнослужащие, квартировавшие в городах, от местного населения выставлялись сторожа.
Объезжие головы в Москве назначались царскими указами или боярскими приговорами, в периферийных городах - воеводскими распоряжениями, из боярско-дворянской среды. В 1597 г. было назначено 9 объезжих голов в различных частях Москвы. При формировании объездов, им давались персональные Наказы («Наказы о градском благочинии»), в которых предписывалось беречь город «от огня и всякого воровства». В 1645 г. объезжему голове в Белом городе Москвы придавалось 5 решеточных приказчиков от управлявшего столицей Земского двора (приказа). Предписывалось от каждых
10 дворов определять по сторожу.

Со временем компетенция московских объезжих расширялась. Они уже не просто задерживали правонарушителей и доставляли их в Земский приказ, а проводили дознание, могли сами определить наказание в виде биться батогами и направления в тюрьму «на небольшое время» за нетяжкие преступления. Для этого строились в городских регионах съезжие избы. В церковных слободах назначались свои объезжие головы, торговые люди в 1700 г. передаются в полицейское управление старостам и десятским из их сословия.

В числе центральных органов управления - в середине XVI в. формируется на базе Разбойной избы Боярской думы Разбойный приказ, на который преимущественно возлагается организация борьбы с преступностью в стране. Из
Разбойного приказа на места направлялись сыщики. С 30-х гг. XVI в. он возглавляет губное самоуправление на местах. Губные старосты, избранные из местных дворян (вместо неоправдавших себя наместников на условиях кормлений), и целовальники организовывали на борьбу с преступностью местное население, которое было в этом отношении обязано круговой порукой. Органы губного самоуправления в их полицейских функциях при формировании абсолютистских порядков подпадают под руководство воевод, а в 1703 г. упраздняются.

На московских рынках за порядком наблюдали назначавшиеся Земским приказом ярыжные («ярыжки»). Значительные контрольно-организационные функции в полицейском управлении осуществлял Разрядный приказ («Разряд»), ведавший организацией службы в государстве. Розыск преступников, сбежавших посадских людей и покинувших тягло, закладников, беглых крестьян вел Сыскной приказ, созданный в 1619 г. Сыском беглых крестьян и холопов занимались также
Поместный и Холопий приказы. Обширные карательно-репрессивные и охранительные функции исполняло опричное войско Ивана IV. Важную роль в обеспечении порядка в городах, особенно в Москве, центральных и северных играло в XVII в. стрелецкое войско во главе со Стрелецким приказом.
Стрелецкие избы в городских районах были своеобразными опорными пунктами наряду со съезжими избами. В начале XVIII в. поддержанием общественного порядка занимался Преображенский приказ, губернские канцелярии (с 1708 г.) и другие административные органы общей и широкой компетенции.

В основанном в 1703 г. «Санкт-Петербурхе» охраной общественного порядка и безопасности, преследованием лиц, совершивших преступления, вначале ведали губернская канцелярия во главе с губернатором Ингерманландии («Санкт-
Петербурхской» губернии) А. Д. Меншиковым, подчиненная ей Городовая («Санкт-
Петербурхская») канцелярия, обер-комендант. С созданием в 1705 г.
Адмиралтейской верфи управление, в том числе полицейское, «Питербурхом» фактически разделяется между Адмиралтейской канцелярией - на Адмиралтейской стороне и Городовой канцелярией - на Городовом («Санкт-Питербурхском») острове. Эти канцелярии, каждая на своей территории, полицейские функции осуществляли как непосредственно, так и через воинские команды и назначенных для этого должностных лиц, как правило офицеров, в том числе гвардейских, получивших со временем название «надсмотрщиков». Заметную роль в организации первоначальной правоохранительной системы в новой столице сыграл адмиралтейский советник А. В. Кикин. Он составлял от имени
Адмиралтейства для надсмотрщиков инструкции («Пункты»), в которых иностранная терминология сочеталась с содержанием, явно заимственным из наказов объезжим головам.

Предпосылки написания «Пунктов» Петра I.

В конце XVII—первой четверти XVIII вв. Россия вступила в позднефеодальный период развития, когда при сохранении и укреплении сословно-крепостнических отношений происходит значительное продвижение в развитии промышленности и торговли, поощряемых государственной политикой меркантилизма. Интенсивно строятся новые города, прокладываются каналы, сооружаются морские и речные порты, европеизируется культура, становится на светскую основу просвещение, развивается наука. В результате активной внешней политики, длительных и тяжелых войн Россия выходит к удобным для судоходства морям, усиливаются ее международные позиции. Вместе с тем бурное развитие страны тяжелым бременем ложится на народ, который отвечает сопротивлением: от распространения
«ересей» и бегства с принудительных работ до широкомасштабных вооруженных движений.

Завершается централизация государственной власти, утверждается абсолютистская (самодержавная) форма правления, реформируется весь государственный механизм, особенно его карательно-правоохранительная часть.
Образуются новые органы политического сыска: Преображенский приказ и Тайная канцелярия, формируется система фискалата, призванная искоренять злоупотребления по службе, направляются на места для производства расследования гвардейские офицеры с чрезвычайными полномочиями, создастся прокуратура, делается попытка обособить от администрации и укрепить суд.
Широкие правоохранительные полномочия возлагаются на все органы управления, особенно на местные (воевод, губернаторов и их канцелярии, оберкомендантов, комендантов, различные конторы, а также ратуши и магистраты), расквартированные на местах воинские части. Особые заботы проявлялись о регулярной армии.

Разветвленный военизированный государственный аппарат и вооруженные силы должны были защищать коренные интересы дворян-помещиков посредством новых форм и методов политического властвования. Для политического режима, утвердившегося в первой четверти XVIII в., были характерны следующие черты: всеобъемлющая регламентация, грубое и прямое принуждение к исполнению регламентов, всеобщий государственный контроль за населением, крайне широкие полномочия административно-полицейских органов, имевших права и возможности безгранично вмешиваться в жизнь людей, отсутствие законодательно определенных политических прав и свобод подданных, легальной общественно-политической самодеятельности населения.

На перестройку административно-полицейского управления оказали влияние известные в России теории правового и практика полицейского государства, приверженность Петра I к западноевропейским образцам. Воспринимались не только содержание и форма, но и терминология. Петр I, подолгу бывавший за границей и интересовавшийся там государственным управлением, не мог не ознакомиться с зарубежной полицией. Сведения о полиции конечно привозили в
Россию иностранцы, привлекавшиеся на русскую службу. «Полиция» фигурирует в ряде проектов по преобразованию государственного аппарата.

В «Записке о коллегиях», составленной между 1711 и 1716гг., авторство которой отдельными исследователями приписывается Г.В.Лейбницу, предлагалось учредить среди 9 коллегий - полицейскую. Полицейская коллегия значится и в проекте барона Любераса, изучавшего по указанию Петра I зарубежный опыт. В
1715 г. Петр 1 приказал своему министру при Датском дворе прислать печатные и письменные указы датских королей, а в 1716 г. сам знакомится с центральными учреждениями в Дании. В датской табели о рангах 1699 г. значилась должность полицмейстера. Несомненно, что при создании регулярной полиции в России Петр 1 учитывал опыт Франции, где абсолютизм был в классических формах, полиция в конце XVII – начале XVIII вв. получила наибольшее развитие и тогда же была описана в известном Петру I трактате де
Ла Маре. Возвратившись из-за границы в октябре 1717 г., Петр I учреждает коллегии, среди которых, однако, не было полицейской. При создании российской полиции не копируется ни один из зарубежных аналогов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.