Рефераты. Проблемы возвращения финансовых активов России

Судя по документам, Советской военной администрации в Германии (СВАГ) стало известно об этих активах из устных пояснений генерального управляющего советским государственным имуществом. Попытки СВАГ получить от немецких властей Западного Берлина в сентябре - ноябре 1946 г. конкретные сведения о советских активах успеха не имели. Как видно из сообщения немецкого Центрального ведомства по управлению имуществом (британская зона) от 02.11.1946 отдел британской военной администрации по надзору за имуществом союзников запретил выдавать такие документы представителю СВАГ. Было рекомендовано "...избегать любых прямых служебных контактов с ведомствами в советской оккупационной зоне" и разъяснено, что британская сторона якобы "...ведет решительные переговоры с советским военным правительством о взаимном решении вопроса об имуществе союзников".

Таким образом, советской стороне не был обеспечен доступ к сведениям, необходимым для реализации требований по возврату принадлежавших ей денежных активов. Более того, со стороны британских оккупационных властей в нарушение действовавшего тогда оккупационного порядка не было принято надлежащих мер по их возврату СССР.

По итогам денежной реформы, проведенной в ФРГ в конце 40-х - начале 50-х годов, советские денежные активы не были переведены из рейхсмарок на вводимые германские марки (ДМ). В ходе этой реформы отдельные банки (Дрезднер Банк, Рейхс-Кредит-Гезельшафт, Харди и Ко) по заявкам доверенного лица британской военной администрации в целях предотвращения обесценивания счетов произвели обмен находившихся у них советских денежных средств в рейхсмарках на немецкие марки. Документально подтверждается, что западноберлинский центробанк в 1951 и 1953 гг. препятствовал германским банкам производить обмен советских активов. По его предписаниям от 25.04.1951, 13.06.1951, 05.11.1953 и ряда других в адрес германских банков выставлялись требования об исключении из перевода в ДМ старых активов "московского Госбанка". Указывалось, что по предписанию N 10 берлинского центрального банка о довоенных счетах от 23.12.1949 должны быть исключены из перевода довоенных счетов те кредиторы, которые "...в особой мере преследовали нацистские интересы или служили таким интересам или целям". По мнению берлинского центробанка, перевод старых советских счетов привел бы к сохранению советских притязаний против Германии, которые возникли во времена, когда "...СССР имел совпадающие с тогдашним нацистским режимом политические и экономические интересы". В результате переведенные отдельными немецкими банками советские вклады были возвращены в РМ.

Как видно из записи о совещании руководства берлинского центробанка с доверенным лицом британских оккупационных властей от 17.05.1951, немцы специально оставили вопрос о переводе советских активов в "подвешенном состоянии". Письмом от 26.06.1951 в адрес Коммерцбанка доверенное лицо британского оккупационного командования подтвердило приостановку перевода советских активов, указав, что "...по этому вопросу ведутся переговоры с Банком немецких земель, Федеральным правительством и Верховными комиссарами". Документов о таких переговорах не найдено. Установлено, что в Письме от 05.11.1953, направленном в немецкие банки, берлинский центробанк вновь подтвердил свою позицию по запрету перевода советских активов в ДМ. Советской стороне о мерах, принятых в отношении ее вкладов, сообщено не было.

17 декабря 1975 г. в ФРГ был принят закон о завершении валютной реформы, согласно которому все активы в рейхсмарках, а также притязания на такие активы после 30 июня 1976 г. считаются аннулированными. Советский Союз не имел возможности отреагировать на установленный законом срок для подачи заявления о переводе своих активов из РМ в ДМ. Никакой информации о наличии в немецких банках советских довоенных активов ему не передавалось.

С истечением этого срока возврат Советскому Союзу принадлежавших ему довоенных активов стал невозможен. Это следует рассматривать по отношению к СССР как противоправную экспроприацию имущества иностранного государства.

В результате неправомерных действий немецких властей, включая необоснованный отказ берлинского центробанка в переводе советских довоенных активов в германские марки и принятие Закона от 17.12.1975, по которому эти активы были полностью утрачены, Советскому Союзу и его правопреемнику - Российской Федерации был причинен значительный материальный ущерб, который должен быть возмещен в соответствии с нормами международного права. Он не относится к ущербу, причиненному Германией в ходе войны союзным нациям, который в послевоенные годы возмещался путем взыскания репараций. В годы войны советские довоенные активы не были конфискованы, немецкие власти обеспечили их сохранность. Ущерб от аннулирования этих активов возник в 1976 г. - через 23 года после прекращения взимания Советским Союзом репараций с Германии.

В соответствии с нормами международного права Российская Федерация имеет основания требовать полного возмещения причиненного ущерба. При определении его размера за основу должны быть приняты советские довоенные активы в сумме 300,6 млн РМ, зафиксированные в отчете немецкого генерального управляющего на 31.12.1944 (без учета активов в Гарантийно-кредитном банке), а также упущенная выгода.

При исчислении размера притязаний на возмещение ущерба в немецких марках можно руководствоваться курсами обмена рейхсмарок в западной и восточной зонах оккупации Германии. Имеются предположения, что обмен активов западных союзников производился по курсу 1:1. Однако найти документальное подтверждение такого обмена, несмотря на длительные поиски, не представилось возможным. Поэтому более оптимально было бы исходить из того, что если бы СССР имел возможность в послевоенный период распоряжаться своими довоенными активами в РМ, то он мог бы перевести их в соотношении 1:1 в марки Германского эмиссионного банка, находившегося в Восточном Берлине, а позже - в марки ГДР. В 1990 г. они могли быть переведены в марки ФРГ по курсу 2:1. Исходя из такого расчета, сумма причиненного СССР ущерба составит 150,3 млн ДМ. С учетом общей процентной ставки, предусмотренной законодательством ФРГ для возмещения упущенной выгоды в размере 4%, и возможности начисления процентов с 1952 г. притязание на возмещение ущерба составит 440,6 млн ДМ. Не исключены и другие способы подсчета суммы этого ущерба.

Отказ ФРГ в признании Российской Федерации единственным правопреемником на активы и недвижимое имущество бывшего СССР в Германии не может служить препятствием для заявления претензий на возмещение такого ущерба. Поскольку в любом случае Россия может рассчитывать на большую часть компенсационной суммы (доли Украины и Грузии немцам известны).

Не мешают добиваться возмещения ущерба Заявление СССР от 22.08.1953 о прекращении взимания германских репараций и о других мерах по облегчению финансово-экономических обязательств ГДР, связанных с последствиями войны, Договор между СССР и ГДР от 14.05.1955 о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, Договор между ФРГ и СССР (Московский договор) от 12.08.1970, Договор "Два плюс Четыре" от 12.09.1990 и другие соглашения, заключенные СССР с ГДР и ФРГ.

Отсутствие активных действий со стороны СССР по возврату своих довоенных активов не может расцениваться как молчаливое согласие с их аннулированием или как отказ от них. До объединения Германии у Советского Союза отсутствовала достоверная информация о судьбе этих активов, в связи с чем он не имел возможности распорядиться ими и осуществить их перевод в ДМ.

Сроки давности на заявление претензии о возмещении ущерба по нормам международного права не истекли. При изложенных обстоятельствах ответственность за материальный ущерб, причиненный СССР и его правопреемнику - Российской Федерации, должна нести ФРГ. Хотя имели место попытки отдельных министерств заявлять на основании права военной добычи об оприходовании этого имущества в пользу германской империи, активы, в частности по вмешательству имперского министерства иностранных дел, боявшегося имущественных потерь для германской империи, были поставлены только под "управление вражеским имуществом". 12 сентября 1941 г. имперский комиссар по обращению с вражеским имуществом назначил государственного секретаря в отставке д-ра Бруно Клауссена временным управляющим находящимся в германской империи советским имуществом. 16 сентября 1941 г. он был утвержден решением верховного суда Берлина "генеральным управляющим советским государственным имуществом". Его заместителем был назначен Герман фон Девитц.

По закону генеральный управляющий советским государственным имуществом должен был обеспечить его сохранность. Однако его возможности по распоряжению имуществом были значительно ограничены. Таким образом, из этих активов были выплачены только сравнительно незначительные суммы для погашения долгов, например, служащим торгового представительства СССР и мелким поставщикам. Более крупные требования, в частности требования банков по векселям и другим ценным бумагам, из имущества не были удовлетворены. Были отклонены также требования германской империи, заявленные имперским министром финансов. Только в конце войны управляющий распорядился некоторыми суммами из управляемых активов в виде чеков, целевое назначение которых неизвестно <2>.


Внешние финансовые активы России на современном этапе


Активы по задолженности развивающихся и социалистических стран перед СССР и Россией включают в себя требования по предоставленным государственным кредитам, коммерческим кредитам советских внешнеэкономических организаций до 1 января 1991 г., межбанковским кредитам, предоставленным Внешэкономбанком по поручению Правительства России.

Следует отметить, что государственные кредиты практически никогда не предоставлялись СССР в виде ничем не связанных денежных средств. Как правило, осуществлялось кредитование поставок или кредитование расчетов.

При кредитовании поставок ВЭБ за счет средств бюджета оплачивал экспортерам стоимость поставленных товаров и оказанных услуг, а страна-должник получала кредит в товарной форме. Указанные кредиты носили характер инвестиционных, под которые осуществлялось подрядное строительство (силами советских организаций) или техническое содействие (с участием советских организаций), или товарных кредитов, основным видом которых являлись поставки военной техники и материалов. Меньшее распространение имели кредитные поставки общегражданских товаров в качестве поддержки национальной промышленности, как правило, это были авто- и авиатехника, а также поставки товаров для реализации на местном рынке в целях получения национальной валюты для расчетов за товары и услуги на объекте сотрудничества.

Кредитование расчетов осуществлялось в виде кредитов на сбалансирование расчетов и кредитов на рефинансирование платежей. Кредиты на сбалансирование расчетов представляют собой переоформление в кредит задолженности другой страны по текущему товарообороту (при расчетах в переводных рублях и в клиринговых валютах), обычно по факту превышения советского экспорта над импортом за определенный период. Предоставление кредитов на рефинансирование платежей было направлено на погашение ранее предоставленных кредитов на условиях капитализации долга и выплаты повышенного процента.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.