Рефераты. Проблема Курильских островов в отношениях СССР/России и Японии во второй половине XX-нач. XXI вв.

11-13 октября 1993 г. состоялся визит в Японию Президента России Б.Н. Ельцина, в ходе которого были приняты Токийская декларация о российско-японских от­ношениях и Декларация о перспективах торгово-экономических и науч­но-технических отношений между РФ и Японией. Помимо этих двух глав­ных документов был также подписан «пакет» из 16 совместных доку­ментов о сотрудничестве в практических областях.

Токийская декларация была подписана 13 октября 1993 г. Президентом России Б.Н. Ельциных и Премьер-министром Японии М. Хосокавой. Она предусматривает: «Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьёз­ные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путём ре­шения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фак­тов и на основе выработанных по договорённости между двумя страна­ми документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой свя­зи Правительство Российской Федерации и Правительство Японии подт­верждают, что Российская Федерация является государством-продолжате­лем СССР и что все договоры и другие международные договорённости между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях  между Российской Федерацией и Японией».

Необходимо обратить внимание на формулировку «о принадлежности», а не «о японских территориальных претензиях» как это должно было быть, поскольку не существует проблемы принадлежности островов (они принадлежат России), есть лишь проблема территориальных претензий Японии. Кроме того, сами острова в Декларации ни разу не названы территорией Российской Федерации, что недопустимо в подобных документах. При чём, претензии Японии признаются вновь не на два - Хабомаи и Шикотан, - а на четыре острова, включая острова Кунашир и Итуруп, хотя в Совместной советско-японской декларации 1956 г., на которую всё время ссылаются в Токио как на базу развития двусторонних отношений, говорится о возможной передаче Японии после заключения мирного договора только первых двух островов (островов Малой Курильской гряды), а о Кунашире и Итурупе не говорится ни слова. Таким образом, опираясь на Декларацию 1956 г., о претензиях Японии можно говорить применительно лишь к островам Малой Курильской гряды, а о двух других островах, кстати, крупнейших в архипелаге, речь вообще идти не должна.

В Декларации о перспективах торгово-экономических и науч­но-технических отношений между РФ и Японией отмечается, что Правительства РФ и Японии, «принимая во внимание то, что по мере продвижения реформ в Российской Федера­ции будут возрастать возможности для развития двусторонних торгово-экономических отношений, а также руководствуясь намерением обеспе­чить сбалансированное расширение двусторонних отношений в целом, сог­лашаются и впредь добиваться дальнейшего развития сотрудничества с перспективой на будущее в этих областях» (топливо и энергетика, транспорт и связь, конверсия, охрана окружающей среды и некоторые дру­гие области).

Таким образом, значение данного визита состоит в том, что после него в позиции японского руководства по отношению к методам урегулирова­ния территориального спора с Россией произошли существенные измене­ния. От концепции «либо острова, либо ничего» Япония перешла к  доктрине «расширенного баланса», предусматривающей поступательное дви­жение вперёд в области политики и экономики. Это, в принципе, объяснимо, т. к. японская дипломатия и в самых сладостных грёзах до этого не мечтала о признании Россией претензий не на два, а сразу на четыре острова. Таким образом, первый этап «плана Ельцина» был завершён быстро и без каких-либо существенных осложнений. Для Японии.

В 1994-1996 гг. начал осуществляться и второй этап - демилитаризация островов. В результате на Южных Курилах фактически остались лишь пограничные заставы и морские подразделения. При этом противостоящая России военная группировка Японии на о. Хоккайдо не только не уменьшилась, но увеличилась и дополнительно усилилась за счёт оснащения новейшими вооружениями.

Видя такое развитие событий, Япония восприняла это как признак слабости России и развернула беспрецедентный нажим на российскую сторону, инициировав массовый несанкционированный заход специально подготовленных быстроходных судов в территориальные воды у Южных Курил якобы для промысла рыбы. Количество таких нарушений достигало 10 тыс. в год. В этих условиях тогдашний директор ФПС генерал Николаев добился разрешения на применение против нарушителей силы вплоть до открытия огня, что ранее, в советское время, никогда не применялось. Такое развитие событий поставило под угрозу весь пятиэтапный план Ельцина. Срочно были применены дипломатические коррективы, начались переговоры о предоставлении японским судам (по существу браконьерам) права промысла в наших территориальных водах.  

В 1998 г. была подписана Московская декларация «Об установлении созидательного партнёрства между РФ и Японией». Если в Декларации 1956 г. и советско-японском Заявлении 1991 г. положение о безопасности было главенствующим, то из Токийской и Московской деклараций оно исчезло. Вместо него было введено новое понятие законности, которое каждая сторона, естественно, может трактовать по-своему. Московская  Декларация стала частью третьего этапа реализации «плана Ельцина», сюда также можно отнести безвизовый въезд на Южные Курилы японских граждан, заключение Рыболовного соглашения 1998 г., оказание Японией различной гуманитарной помощи жителям островов, призывы российских властных структур к японским деловым кругам к инвестициям в этом регионе.

Помимо Московской декларации немалый интерес вызывает упомянутое Рыболовное соглашение, подписанное Борисом Немцовым, в то время зампредом правительства РФ, в феврале 1998 г. сроком на три года. Главное, что обращает на себя внимание, это фактически зафиксированный в нём отказ России от своих суверенных прав в своих территориальных водах в районе Южных Курил, т. е. на своей территории.

Данный вывод прямо вытекает из текста Соглашения, где в первой статье сказано, что «стороны сотрудничают в целях осуществления промысла живых ресурсов японскими рыболовными судами в морском районе... у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, а также сохранения, рационального использования и воспроизведения живых ресурсов в этом морском районе». Таким образом, Россия сотрудничает с иностранным государством, ведущим промысел в наших территориальных водах (т.е. на нашей территории), а не разрешает ему вести этот промысел за соответствующую плату, как это всегда бывает в подобных случаях. Более того, из формулировок статей 1 и 2 вытекает также, что японские рыбаки будут вести промысел в явочном порядке не в территориальных водах России, а в безымянном, никому не принадлежащем «морском районе», о государственной принадлежности которого не говорится ни слова.

В основном документе - собственно Соглашении - нет ни слова о контроле за ведением промысла японскими судами со стороны российских органов рыбоохраны и пограничников, равно как ничего не говорится о соблюдении японскими рыбаками российских законов и правил. Иными словами, Япония как государство не берёт на себя никаких официальных обязательств по этому ключевому вопросу.

Между тем, в аналогичных соглашениях прошлых лет, в частности, Соглашениях о промысле морской капусты в районе Малой Курильской гряды 1963 и 1981 гг., было чётко зафиксировано, что «японские рыбаки, занимающиеся промыслом морской капусты... должны соблюдать законы, постановления и правила Союза Советских Социалистических Республик, действующие в этом районе». Это положение, действовавшее свыше 30 лет, исчезло из Соглашения от 21 февраля 1998 г.

Кроме того, в «Меморандуме о понимании» к Соглашению (документ, на основе которого осуществляется конкретное ежегодное сотрудничество между сторонами) на 1998 и 1999 гг. и в «Руководстве по порядку промысла морских живых ресурсов японскими рыболовными судами» наряду с Русскими употребляются японские географические названия, включая даже названия мысов… Кстати сказать, это является нарушением Закона РФ "О наименовании географических объектов", предусматривающего использование в официальных документах только собственных географических названий. После подписания данного соглашения тогдашний министр иностранных дел Игорь Иванов вынужден был заявить, что он «осведомлён о некоторой настороженности, существующей в отношении данного соглашения» («НГ» от 23.02.1999).

«Венцом» третьего этапа «плана Ельцина», кроме соглашения 1998 г., стала также выдвинутая еще Евгением Примаковым в бытность его министром иностранных дел России идея «совместной российско-японской экономической деятельности» на Южных Курилах. В целях практической реализации этого направления была создана российско-японская подкомиссия по совместной хозяйственной деятельности.

На начало 2005 г. планируется визит В.В. Путина в Японию. Понимая, что японская сторона не обойдёт вниманием вопрос об островах, глава МИД России Сергей Лавров в одном из своих интервью заявил, что «среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года, в которой предлагается отдать Японии два южных острова и на этом поставить точку… Если брать Россию как государство-продолжатель, мы эту декларацию признаём как существующую». Ряд российских политологов считает, что своим заявлением С. Лавров подготавливает общественное мнение к возможной передаче островов. Тем более это видится вероятным после осенней передачи Китаю полутора островов на реке Амур. Речь может идти о начале некоего «торга» между двумя странами, основной ставкой в котором станут спорные острова. Не исключено, что «платой» за острова должны стать крупномасштабные японские инвестиции в экономику России, прежде всего, в Дальний Восток, который сейчас находится в кризисе из-за недостаточного развития промышленности и дефицита человеческих ресурсов.

На днях стало известно, что Правительство Японии предоставит администрации Сахалинской области техническую помощь на сумму 150 млн иен (около 1,46 млн долл.) на продвижение в регионе экономических и социальных реформ. Соответствующее соглашение было подписано на прошлой неделе в Южно-Сахалинске губернатором Сахалинской области Иваном Малаховым и генконсулом Японии. Объёмы помощи по японским масштабам более чем скромные, однако сам факт такого «участия Японии» в сахалинских делах весьма примечателен.

Исполнительное соглашение Сахалинской областью и Японией было подписано 7.12.2004. В официальном пресс-релизе, распространенном генеральным консульством Японии в Южно-Сахалинске, сообщается: «Япония, уделяя большое внимание развитию отношений с соседней Сахалинской областью, оказывает помощь в проведении экономических и социальных реформ в Сахалинской области, что принесёт пользу не только для развития сотрудничества между сахалинскими и японскими предприятиями, а также гуманитарных обменов, но и для углубления понимания Японии со стороны Сахалинской области».

Т. о., во второй половине XX века отношения СССР/России и Японии определялись отношением СССР/России к территориальным претензиям японской стороны на Курильские острова. В период после Второй Мировой Войны до прихода к власти в СССР М.С. Горбачёва Советский Союз не признавал проблемы спорных территорий. В 1988-91 гг. наметился процесс улучшения двусторонних отношений в связи с первыми уступками Российской стороны. На данном этапе официальная позиция Российской Федерации состоит в заключении мирного договора с Японией в кратчайшие сроки, но опираясь на двусторонние договорённости. Т. е., фактически, целью поставлено осуществление четвёртого пункта рассмотренного «плана Ельцина». Однако данный вопрос по-прежнему остаётся открытым, поскольку японская сторона не желает идти ни на какие уступки, а внутри РФ продолжает набирать силу общественный и политический протест, направленный против территориальных уступок Японии. 


Литература.

1. Зиланов В., Плотников А. Курильские миражи вчера и сегодня. НГ, от 3.02.2000.

2. Константинов Виталий Алексеевич. Проблема правового статуса Курильских островов в отношениях между Российской Федерацией и Японией: политические и международно-правовые аспекты урегулирования. www.sf.irk.ru.

3. Нарочницкая Н. А. Япония и Россия: кому по праву принадлежат Курилы. www.pravoslavie.ru.

4. НГ от 23.02.1999. Интервью главы МИДа Игоря Иванова.

5. Чернов Михаил «Япония покупает Курилы и Сахалин». www.glazev.ru.




Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.