Рефераты. Природоресурсное право

Природоресурсное право

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




Кафедра экономического права





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине: «Природоресурсное право»

студентки III курса дистанционного обучения

Специальность «Менеджмент»

 

Вариант II




Проверил

преподаватель















МИНСК

2006

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1……………………………………………………………………………….3

Задание 2……………………………………………………………………………….4

Задание 3……………………………………………………………………………….6

Список литературы……………………………………………………………………8

1.     Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Прежде всего в рамках управления (а затем – с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.

Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РБ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, – тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

§        создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

§        подзаконное нормотворчество;

§        координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

§        распоряжение (управление) природными ресурсами;

§        планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

§        экологическое нормирование;

§        экологическая экспертиза;

§        экологическое лицензирование;

§        экологическая сертификация;

§        экологический аудит;

§        наблюдение за состоянием окружающей среды;

§        учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии;

§        контроль за использованием и охраной объектов природы;

§        разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды. 

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.


2. Задача № 1.

Член общества охотников Богданович, находясь на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением, неожиданно столкнулся с волком. Выстрелом в упор охотник застрелил зверя, но был задержан охраной заповедника. При задержании Богданович заявил, что он стрелял в порядке самозащиты, кроме того, согласно правилам охоты, истребление волков – одна из обязанностей охотников, которая не ограничивается никакими правилами и условиями.

 Дайте определение понятию и укажите состав особо охраняемых природных территорий. Охарактеризуйте виды ответственности за нарушение законодательства об особо охраняемых территориях. К каким видам ответственности следует привлечь Богдановича?

Особо охраняемые природные территории – участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

§        заповедник;

§        национальный парк;

§        заказник;

§        памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются  особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.

Заказники  памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Ответственность за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах.

     Лица,  виновные  в  нецелевом  использовании  особо  охраняемых

природных территорий и объектов, в том числе:

§       самовольном изменении  границ, отводе  земель особо  охраняемых  территорий и объектов;

§       осуществлении в  пределах особо охраняемых природных территорий

и объектов, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности;

§       нарушении порядка  пользования животным  и растительным миром и

нарушении правил их охраны;

§       нарушении   требований   разрешений   на   использование   этих

территорий и объектов;

§       порче,  повреждении   и   уничтожении   природных   комплексов,

зарезервированных для  включения в состав особо охраняемых природных территорий и объектов, - несут  административную   или   уголовную   ответственность   в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заповедники и национальные парки должны предъявлять юридическим

и физическим лицам иски о возмещении ущерба, причиненного нарушением

установленного режима.

По условию задания, охотник находился на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением. Согласно установленному режиму заповедников, запрещено находиться на территории заповедников с ружьем, или другим оружием. С оружием на территории заповедников могут находиться только работники заповедников.  За нахождение на территории заповедника с оружием Богдановича следует привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также лишение прав на охоту, и лишение права на оружие.


3.     Задача № 2.

Гражданин Лебедев на земельном участке, переданном ему в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, выкопал пруд. В процессе ведения сельскохозяйственных работ Лебедев не выполнял правила хранения минеральных удобрений, в результате чего водоем подвергся загрязнению. Гражданин Лебедев был привлечен к административной ответственности за загрязнение вод, однако свою вину отрицал, мотивируя свои действия тем, что водоем находится в его собственности.

Имеют ли право частные собственники земель строить пруды на своих участках? Правомерно ли привлечение к ответственности Лебедева?

В соответствии со статьей 64, пункта 6 Кодекса Республики Беларусь о земле, землепользователи, землевладельцы   и   собственники  земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы.

За несоблюдение правил хранения минеральных удобрений на граждан налагается административное взыскание, предусмотренное Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Также за загрязнение водного объекта путем поступления в него загрязняющих  веществ  (бытовых,   производственных отходов,  сточных  вод), нарушающих  состав  и свойства воды, в том числе  вследствие  эксплуатации  неисправных очистных сооружений, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов. Привлечение к ответственности гражданина Лебедева правомерно, потому что, несмотря на то, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле он имеет право строить на своем земельном участке пруды, он допустил правонарушения в области охраны окружающей природной среды. Ответственность за земельные правонарушения вместе с лицами, не состоящими в земельных правоотношениях, но допустившими нарушения правил пользования и охраны земель, несут субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли).

В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.


ЛИТЕРАТУРА:

1.     Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое право: учебное пособие. Мн.: Ураджай, 1999.

2.     Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20 октября 1994 года в редакции от 23 мая 2000 года.

3.     Земельное право: учеб.-метод. комплекс для студентов заоч. и дистанц. форм обучения специальности «Правоведение»/ Авт.-сост. Н. А. Шингель. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. – 118 с.

4.     Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года.

5.     Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6.     Уголовный кодекс Республики Беларусь.

7.     www.pravo2002.by.ru




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.