Рефераты. Природа, сущность и развитие контрактных и субподрядных отношений в сравнительном законодательстве

Природа, сущность и развитие контрактных и субподрядных отношений в сравнительном законодательстве

Природа, сущность и развитие контрактных и субподрядных отношений в сравнительном законодательстве

Ведущий научный сотрудник Института философии, социологии и права АН Молдовы, доцент Славянского университета Молдовы, доктор права  Василий Игнатьев.

В формируемых рыночных условиях взаимодействия хозяйствующих субъектов центральное место занимают добровольные гражданско-правовые сделки и отношения, принимающие форму контрактов, в которых четко устанавливаются права и ответственность договаривающихся сторон. Контрактное право, являющееся естественным регулятором рыночных отношений, требует незамедлительного обновления основных принципов договорного права в Молдове, причем без каких-либо исключений для государственных предприятий, что делало существовавшее договорное право неэффективным. Иначе практически невозможно обеспечивать поддержание сложных коммерческих связей.

Молдавское законодательство развивается быстрыми темпами, впитывая мировой опыт. Но кроме законодательных актов, принятых органами власти и управления, необходимо шире подходить к понятию правового регулирования в сфере бизнеса, что означает использование лучших образцов договорного регулирования принятых в мире.

Отечественная практика контрактных отношений сталкивается в основном с упрощенной трактовкой договора, ограничены функции и сферы его применения, содержание бывает необоснованно кратким. Законодательные акты, принимаемые в последнее время во всех сферах, касающихся предпринимательства, инвестиций, приватизации и хозяйственных связей создают общую правовую базу для рыночной экономики, однако она не способна в полной мере обеспечить правовой режим конкретных хозяйственных связей. Здесь требуется обширная судебная, арбитражная, частная юридическая практика, включающая образцы контрактов, применяемых в тех или иных случаях. Это вопрос времени и правовой культуры. В Молдове отсутствует пока обширная юридическая практика договорного регулирования предпринимательства, по-прежнему часто игнорируется цивилизованный подход к обеспечению интересов собственника. Новые бизнесмены, к сожалению, унаследовали упрощенный подход к урегулированию взаимных обязательств, надеясь на рыночные механизмы и "джентльменские" соглашения.

Но у рынка суровые законы и незнание права приводит к потере прибыли, партнеров, престижа.

Следует отметить, что в республике такая отрасль права, как контрактное право, которое бы соответствовало рыночным отношениям, еще не сформировалась, поскольку нет даже нового гражданского кодекса. Поэтому, например, правовой статус государственного заказа регулировался не на основе гражданского или контрактного права, а в основном административными актами типа положения о госзаказе, хотя в пункте 41 Меморандума об экономической и финансовой политике в свое время было зафиксировано, что "Правительство намерено отказаться от практики использования государственного заказа к концу 1993 года и проводить государственные закупки только на основе рыночного механизма" [1], и лишь в 1994 году был принят, наконец, закон [2], но в нем отсутствуют специальные нормы стимулирующие закупки для малого бизнеса.

Кроме того, анализ соотношения диспозитивности и императивности в вышеупомянутом законе и других правовых нормах, регулирующих публичные аспекты предпринимательства, свидетельствует о безусловном и явном преобладании императивных норм в других отраслях законодательства (отличных от гражданского), также влияющих на формирование договорных отношений в Республике Молдова.

Поэтому ныне особенно актуальна проблема четкого разграничения норм публичного и частного порядка, чтобы были ясны приоритеты норм различных отраслей права применительно к договорным отношениям. Эта проблема отмечалась, в частности, В.Ф. Яковлевым, который утверждает, что «при этом можно говорить по крайней мере о трех задачах.

Во-первых, установлении оптимального соотношения и взаимодействия публично-правового и частноправового регулирования экономических отношений в целом.

Во-вторых, надо учитывать, что есть проникновение одного в другое. В гражданском законодательстве, в частности в Гражданском кодексе, совершенно определенно присутствуют элементы публично-правового регулирования.

Наконец, очень важная задача – это задача четкого разграничения предметов и сфер применения публичного и частного права» [3].В связи с этим важное значение при выработке условий договоров приобретает определение порядка учета требований правовых актов других отраслей законодательства в зависимости от их соотношения с гражданским законодательством, иерархического уровня акта и содержания регулируемых договорных отношений.

Законодатель, разграничив правовые нормы по характеру регулирования на императивные и диспозитивные, указал на место нормативных актов министерств и департаментов в иерархии правовых актов по их юридической силе для гражданских правоотношений, возникающих из договоров.

Между тем для административных правоотношений место ведомственных нормативных (и даже распорядительных) актов по отношению к договору в иерархии правовых актов будет иным. Нормативные правовые акты ведомств могут содержать правила императивного характера для сторон договора. Поэтому при учете таких норм в формировании условий договора сторонам надо четко определить, обязаны ли они буквально следовать императивным предписаниям ведомственных правовых актов или правомочны определять условия по своему собственному усмотрению. Особенно это имеет значение при участии малых предприятий в получении государственного заказа.

В большинстве развитых стран на основе гражданского, контрактного и торгового права регулируются и субконтрактные правоотношения между различными субъектами предпринимательства и государством. В наибольшей степени в области законодательного регулирования контрактных правоотношений для предпринимательства в целом накоплен опыт в Англии, где постепенно сложилась целая отрасль права - контрактное право, а затем оно получило развитие в США и других высокоразвитых странах. Разрабатываются также специальные законы и для малого бизнеса (США, Япония).

Субподрядная система стала применяться в Японии с 20-х гг., но наиболее активно распространилась в 30-40-е гг., в США – в 50-е гг., а в Европе – в 60-е гг. Конечно система работы по заказам существовала и раньше, но носила в основном случайный характер, была связана больше не с производством, а с ремонтом изделий, производимых крупными фирмами. Но объективная потребность, широкое распространение данной системы в США и Японии толкали крупных предпринимателей и правительственные круги, отражающие интересы крупного капитала, к ее форсированному развитию во Франции. Такое положение нашло отражение в V плане экономического и социального развития Франции на 1966-1970 гг.:

«Необходимо предусмотреть, чтобы вокруг крупных групп (ведущих в каждой отрасли) наиболее легко развивались предприятия среднего и даже небольшого размера, специализирующиеся в производстве продукции высокого качества или дополняющей деятельности (например, субподряды)» [4].

Не случайно, поэтому проблеме взаимосвязей между крупным и малым бизнесом и особенно субподрядной системе посвящены во Франции научные монографии, статьи и диссертации ученых: по этой тематике работают государственные учреждения и университеты Франции.

В отечественной (и других стран СНГ) литературе отсутствуют специальные работы, посвященные данным проблемам малого бизнеса.

Поэтому мы обратимся к французской литературе. Здесь использованы монографии французских специалистов по субподрядной системе: А. Салле и Ж. Шлегель «Субподрядная система в промышленности» [5]; Ж. Байль-Оттенхейм, А. Ле Тома и А. Салле «Субподрядная система» [6]. Использованы также докторские диссертации Ж. Валентина «Субподрядный договор. Специализированный субподряд» [7] и Б. Шеллу «Субподрядная система – составная часть политики предприятия» [8], выполненная в университете Лион-II.

Что такое субподрядная система во Франции?

За определением мы обращаемся к французскому экономисту Б. Шеллу, который в своей докторской диссертации, посвященной данной проблеме, так определяет субподрядную систему:

«Промышленник, называемый субподрядчиком, выполняет заказ за счет средств других промышленников, называемых заказчиками, и по директивам последних. Этот заказ может быть представлен работами или деталями, системами или подсистемами, просто отдельными операциями или договором на производство» [9].

Автор ссылается на определение субподрядной системы, данное Федерацией машиностроительной промышленности и переработки металлов, поскольку именно в этой отрасли субподряды имеют широкое распространение и составляют 85% отрасли. Определение состоит из трех пунктов:

- субподрядчик использует для производства требуемой работы документы, предоставляемые заказчиком, и необходимые технические спецификации;

- субподрядчик снабжается материалами и деталями со стороны заказчика, а в случае особой специфики работы это правило распространяется на инструменты и контрольные приборы;

- субподрядчик несет ответственность за возможный брак до соответствующего контроля со стороны заказчика.

Как видно из приведенного определения, субподрядчик выполняет промежуточные операции, обеспечивая заказчика в соответствии с его спецификацией соответствующими элементами для конечного производства. Субподрядная система создает как бы дополнительную фазу в процессе производства. Если обычный процесс производства можно изобразить как трехзвенную систему:

Покупка факторов

производства




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.