Рефераты. Президент Российской Федерации

В настоящее время отсутствие парламентской поддержки Президенту и Правительству и откровенно выражаемое им доверие  Государственной Думы свидетельствует о продолжении глубокого политического и  экономического кризиса. Развязки не видно, по крайней мере, до будущих парламентских и президентских выборов.

Видимо оптимистические выводы  могут  последовать  только  тогда, когда Президент,  парламент  и  Правительство  будут  действовать скоординировано, на основе согласованной общеполитической  программы выхода из экономического кризиса. Реализация такой программы, естественно, потребует  от  Правительства  большей  самостоятельности и ответственности.1

В судебной сфере Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на  должности  судей  Конституционного  Суда, Верховного и Высшего  Арбитражного  судов  Российской  Федерации, назначает судей других Федеральных  судов  (к  ним  относятся  все судьи страны, кроме мировых).

В свою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от  должности, Верховный Суд даёт заключение о том, что в действиях  Президента РФ имеются признаки состава преступления. А Конституционный Суд даёт заключение о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения''.2

Осуществление ответственных полномочий, возложенных  Конституцией РФ  на  Президента,  требует  достаточного  высокого  уровня  защищённости его статуса. Это необходимое условие для  того,  чтобы мотивация воли Президента основывалась на высших долгосрочных интересах России, а не на учёте колебаний в  раскладе  политических противоборствующих сил в Парламенте.

     В соответствии со Ст.91 Конституции  РФ  Президент  обладает неприкосновенностью. Однако Президент может  досрочно  прекратить исполнение своих полномочий. Это возможно в случае отставки  Президента в соответствии с его заявлением, в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять  свои  полномочия,  в случае отрешения от должности. В любом случае досрочного  прекращения полномочий Президентом выборы нового Президента должны состоять не позднее трёхмесячного срока с момента такого  прекращения. Порядок досрочного отрешения Президента  Российской  Федерации от должности осуществляется парламентом - Федеральным  Собранием. Впервые такой порядок был установлен Конституцией  США  под названием импичмента, а  затем  предусмотрен  основными  законами других стран. Конституция России предусматривает  более  сложный, по сравнению с некоторыми зарубежными странами,  порядок  отрешения Президента от должности. Окончательное решение  об  отрешении Президента Российской Федерации от должности  принимает  одна  из палат парламента - Совет Федерации, но после особой процедуры,  в которой обязательно участвуют другая палата - Государственная Дума, Конституционный Суд Российской Федерации. В отличие от добровольной отставки Президента по  собственному  желанию,  отрешение его от должности - принудительный акт. Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности только на основании обвинения в государственной измене или  в  совершении  другого  тяжкого преступления.

Такое обвинение выдвигается и формулируется Государственной Думой, но оно должно быть подтверждено  заключением  Верховного  Суда  о том, что в  действиях  Президента  Российской  Федерации  имеются признаки состава преступления. Кроме того, должно быть  представлено заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение  Совета Федерации об отрешении Президента от  должности  должно  быть принято не позднее, чем в трёхмесячный срок после выдвижения  Государственной Думой обвинения против Президента Российской  Федерации, Если в этот срок решение Совета Федерации не будет  принято, обвинение против Президента  считается  отклоненным.  Участие трёх органов в процедуре отстранения Президента  России  от  должности делает эту процедуру гораздо более сложной, чем  во  многих зарубежных государствах. В  США,  например,  обвинение,  формирует нижняя палата (Палата представителей) без участия других органов.

Однако нельзя не согласиться с А.Е. Якубовым,  справедливо  указывающим на ограниченные возможности предъявления Президенту  обвинения в совершении общеуголовного преступления'. Представляется маловероятным  совершение  Президентом  таких  преступлений,  как грабёж или  мошенничество,  совершённые  при  отягчающих  обстоятельствах и т.д., которые в статье  93  Конституции  обозначаются как "иное тяжкое преступление". Если же Президент всё  же  совершил преступление, то в таком случае на него, не  должно  распространяться положение о неприкосновенности  личности:  в  противном случае это явится  нарушением  принципов  равноправия  граждан  и неотвратимости показания на совершённое преступление.

Что же касается государственной измены, то  квалифицировать  действия президента в соответствии с ней представляется весьма  затруднительным по 2 причинам.  Во-первых,  негативные  последствия, выражающиеся в ущербе целостности, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности или  обороноспособности  Российской Федерации, могут значительно отстоять по времени  от  момента  совершения  президентом  страны  деяния,  их   повлекшего.

Во-вторых, несмотря на персонофакацию должности  Президента  Российской Федерации как единоличного главы государства трудно предположить, что решение, содержащее признаки такого  состава  преступления, как государственная измена, подготавливаются  и  принимаются им в одиночку.

Так или иначе, но из содержания Ст.93 Конституции РФ не  вытекает возможность отрешения Президента Российской Федерации от должности за совершение неправомерных деяний, непосредственно  связанных с исполнением им своих должностных обязанностей. Более того,  налицо сужение ответственности президента по  сравнению  с  прежней Конституцией, которая предусматривала отрешение его от  должности в случае нарушения Конституции, законов РФ и  данной  им  присяги (Ст.121-10)’.

Г.Н. Селезнёв так же утверждает о том, что Ст.93 Конституции изложена таким образом, что отрешение Президента от должности,  носит виртуальный характер. Он комментирует это так: "В Конституции заложен столь сложный правовой  механизм  отрешения  Президента  от должности, что практическое осуществление этого права маловероятно. Политико-правовые интересы большей части  российского  истеблишмента напрямую связаны с личностью Ельцина. В случае  начала  процесса  отрешения  сила  права    может    уступить    силе произвола...".

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии  выполнить свои  обязанности,  их  временно  исполняет  Председатель  Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности  президента не имеет право роспуска Государственной Думы, назначать  референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре  положений Конституции Российской Федерации.

Первый Президент Российской Федерации был избран в июне 1996  года на второй срок и исполняет свои обязанности до настоящего времени. Депутатами поднимался  и  поднимается  вопрос  о  досрочном прекращении Б.Н. Ельциным президентских полномочий в связи  с  болезнью. Высказывались и предложения Президенту уйти в отставку по той же причине. Обсуждался вопрос о внесении поправок в статьи 92 и 93 Конституции Российской Федерации, уточняющие процедуры, связанные с досрочным прекращением президентских полномочий.  Миронов О.О. в своей работе "Конституция не может быть неизменной" поднимает вопрос об упрощении данной процедуры, иначе Ст.93  Конституции РФ будет иметь больше декларативный, нежели  реализуемый характер'.1

А Шейнис В.Л. "Тернистый путь российской  Конституции  утверждает, что отстранить Президента от должности не должно быть легко. Но в действующей Конституции следует  внести  поправки,  делающие  эту процедуру хотя и затруднённой, но работоспособной. В  этих  целях надо переформулировать содержащиеся в Конституции  основания  для возбуждения импичмента, связав их с  компетенцией  парламента.  К числу таких оснований, несомненно, должно быть отнесено  нарушение законов, фиксируемое заключением Конституционного Суда.  Обширные полномочия, которыми Конституция наделила Президента,  необходимо уравновесить также и  неноминальной  возможностью  парламента  не позволять ему произвольно расширить их рамки. Президент,  раз  он избран, должен  располагать  всей  полнотой  представительной  ему власти, но не может чувствовать себя в течение всего срока  своих полномочий в неприступной крепости'.2

Таким образом, Президент Российской Федерации – это влиятельное, активная, политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти.





2. Разрешение Президентом спорных вопросов.

Президент имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять согласительные процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органа государственной власти. В процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны вырабатывают согласованное решение.

В случае не достижения в ходе согласительных процедур, переговоров согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президенту Российской Федерации дано конституционное право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции, Федеральным законам и международным обязательствам России. Такие акты не будут действовать до решения вопроса соответствующим судом.

Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень широкая и многоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории своей страны, так и во время пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности.

В данном случае необходимо знать, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация международного договора правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные грамоты нашего государства подписывает Президент и министр иностранных дел. Если в подписании договора участвуют две стороны – его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота – это документ, который удостоверяет назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель которого отзывается.

Заключение.

Проанализировав  реальный конституционный статус института Президента можно сделать следующие выводы. Во-первых, в России сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительство; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

Во-вторых, Президент РФ  - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

В третьих, в конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики.

В-четвертых, с принятием Конституции активизируется законодательный процесс. Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.

В-пятых,  на повестку дня объективно выдвигается вопрос создания и обеспечения аналитической и прогностической работы относительно роста эффективности института президентской власти в государстве. Преодоление теоретического «вакуума» в этой сфере общественных отношений ускорит урегулирование многих сложных проблем.

Сегодня необходим не разовый порыв, а размеренная поступь, цивилизованный подход к сложным проблемам государственного строительства. Последний состоит в том, чтобы позитивные перемены протекали эволюционного, с соответствующей коррекцией и без потрясений. Опыт многих стран убедительно свидетельствует, что при условии соответствующей управляемости, профессионализме и системности перемен возможны более существенные и позитивные результаты преобразований.

Интегрирующая роль большинства конституционных прерогатив и функций Президента применительно по всем ветвям власти должна проявиться равномерно без каких-либо изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них, А это,  к сожалению, пока не изжито.

Для того чтобы Россию вывести на путь развития мировой цивилизации потребуется конкретные действия Президента, Федерального Собрания, законодательные решения, объединяющие усилия всех органов власти, должностных лиц в субъектах Российской Федерации.








































Список использованной литературы:


1.      Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

2.      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.

3.      Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 1996.

4.      Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

5.      Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.

6.      Конституционное совещание. Стенограмма. Материалы. Документы. Т.I. М., 1995.

7.      Конституционное совещание. Стенограмма. Материалы. Документы. Т.II. М., 1995.

8.      Окуньков А.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.

9.      Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М. ИНФРА-М., 1997. – 384с.

10.  Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 1997. 218с.

11.  Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I) //Государство и право. 1998. №9. С.5-8.

12.  Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13.

13.  Комментарий к  Конституции  РФ.  Под  редакцией  Б.М.Топорпина. М.,1997.с.470.





1 Котенков А.А. Президент - Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I). // Государство и право. 1998. N9. С. 5-8.


1 Конституционное Совещание. Стенограммы, материалы,  документы.   Т.2.М.,1995.с.7

1 Конституционное Совещание. Стенограммы, материалы, документы.   Т.2.М.,1995.с.18

1 Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в госудрственном устройстве РФ. Тюмень: Изд-во Тюмен.госуд.университет.  1997.  218 С. Государство и право. 1998. N10. С.119-120.


1 Комментарий к  Конституции  РФ.  Под  редакцией  Б.М.Топорпина. М.,1997.с.470.

1 Окуньков А.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Российское право. 1998. N9. С.77-88.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст.1447.


1 См: //Государство и право. 1998. N 4. С.5-9.

2 См: //Государство и право. 1997. N 12. С.62-73



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.