Рефераты. Предмет и метод трудового права

-        свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

-        охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ;

-        бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных. Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:

-        бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

-        обеспечение социальной поддержки;

-        компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

-        бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

-        возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

1.Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.

3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.

Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст.28 Закона.

1. Государство гарантирует безработным:

-        выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

-        выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

-        возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

-        возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

В условиях формирования рынка труда становится правилом установление размера оплаты труда на основе договорного регулирования (коллективного и индивидуального), что создает эффект полной свободы основных партнеров на рынке труда и невмешательства государства в регулирование заработной платы (кроме нормирования оплаты труда работников, занятых в бюджетной сфере). Такое положение, казалось бы, дает повод сделать концептуально важный вывод: рынок труда и принцип равной оплаты за равный труд - явления, взаимоисключающие друг друга. Однако право на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия последовательно закрепляется в международных актах (во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах) и в нормах российского законодательства. Что же включается в содержание данного права? Прежде всего это запрещение дискриминации в оплате труда. Первоначально основанием для дискриминации в оплате труда, запрещенной международной конвенцией, стал признак пола. Конвенция N 100 "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г., распространяет принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности как на основную заработную плату, так и на всякие иные вознаграждения, предоставляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола. Затем перечень оснований, по которым запрещается дискриминация в оплате труда, существенно был расширен. СССР ратифицировал Конвенцию N 111 "Дискриминация в области труда и занятий" (1958 г.), в которой дискриминация определяется как "всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению". Указанные основания дискриминации признаются недопустимыми не только при решении проблем "доступа к труду", но и для реализации других прав человека в сфере труда, включая право на равное вознаграждение за равный труд.



Заключение

Содержание ТК РФ не охватывает полного перечня оснований дискриминации, указанного в Конвенции N 111. В связи с этим возникает вопрос о правомерности установления различной оплаты за труд равной ценности, например, работнику, придерживающемуся демократических убеждений, по сравнению с работником с другими политическими взглядами либо имеющим иное социальное происхождение. На практике к числу оснований понижения оплаты труда иногда относят предстоящее сокращение численности или штата работников: администрация "замораживает" размеры должностных окладов работников, занимающих должности, которые подлежат сокращению, повышая оклады (ставки) по другим аналогичным должностям, не подлежащим сокращению. Судебная практика признает подобные действия работодателя противоречащими Конституции РФ и законодательству о труде.

Оплата по труду предполагает также, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения[8]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта (ст. 7). Участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11). 

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда[9]. Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, реализацию каждым работником права на достаточный жизненный уровень.

Список литературы


1.      Конституция РФ

2.      Всеобщая декларация прав человека / принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г

3.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

4.      ФЗ РФ "О коллективных договорах и соглашениях"

5.      ФЗ от 28/08/1995 г. N 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

6.      ФЗ от 12/01/1996 г. N 10 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

7.      ФЗ от 19 /09/1997 г. N 124  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

8.      ФЗ от 5 /07/1999 N 133 "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (он действует в ред. Федерального закона

9.      ФЗ от 17/11/1999 г. N 37 "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"

10.  ФКЗ от 30/05/2001 г. N 3 "О чрезвычайном положении"

11.  Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк, 2002 г.

12.  Основы права // под ред В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2001


[1] Основы права // под ред В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2001, стр.138 

[2] Основы права // под ред В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2001, стр.140

[3] Воробьева Е. Трудовой кодекс: что нового? // Экономика и жизнь, приложен., выпуск 4, январь 2002 г.

[4] Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк, 2002, стр.64

[5] СЗ РФ 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4924

[6] ФЗ №184 от 6/11/1999 Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ст. 11

[7] Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ - М.: Спарк, 2002, стр.73

[8] Всеобщая декларация прав человека / принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г, ст. 23

[9] Конституция РФ, ст.7


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.