Рефераты. Правовые основы государственной службы в зарубежных странах

Правовые основы государственной службы в зарубежных странах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

 УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра современной отечественной истории

и правоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ «СЛУЖЕБНОЕ ПРАВО»

 

ТЕМА: «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила:

                                                                                   Студентка III курса

                                                                                   Исторического факультета,

                                                                                   группа Ю-32

                                                                                   Казанцева О.А.

                                                                                  

                                                                                   Проверил:

                                                                                   Кандидат юридических наук

                                                                                   Доцент, заведующий кафедрой

                                                                          Современной отечественной истории и правоведения

                                                                          ВОЛОХ О.В.       


                                                                                          








г. Омск

2002 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.    ВВЕДЕНИЕ.. 3

2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ГЕРМАНИИ.. 4

2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В США.. 6

2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ВО ФРАНЦИИ.. 9

2.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ... 11

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД.. 14

4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 16

1.     ВВЕДЕНИЕ


Административно-государственное управление – молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране  стремительно растет интерес  к достижениям  в этой науке, поскольку подготовка  квалифицированных профессиональных  государственных служащих  становится настоятельным  требованием времени. Страны Запада  первыми  встали на путь  научной организации  труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов  к опыту этих стран[1].

В данной работе  я  буду рассматривать  создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. В  заключение работы  попытаюсь дать сравнительный анализ развития и функционирования института гражданской службы названных стран.   Выбор этих стран не случаен: именно  здесь сложились наиболее эффективные  демократические модели  государственной службы; американские,  английские, немецкие  и французские  политологи  внесли весомый вклад в создание  и развитие  административно - государственного управления.

Изменения  в организации  государственной службы  происходили не сразу, а  в течение  длительного  исторического периода. В западной Европе  этот процесс начался в XV-XVI веках, а в России и Америке в XVIII веке. Процесс  формирования национальных бюрократических структур в большинстве  стран Запада и в России закончился во второй половине XIX века.

В конце XIX века в развитых странах Запада  происходят  важные изменения в административно – государственном аппарате  управления. Во всех звеньях управленческих структур вводится сверху донизу  систематическое разделение труда. При этом  в государстве  складывается  иерархия  учреждений и должностей, предусматривающая подчинение  низших  звеньев  администрации высшим, а всей армии чиновников – главе государства, находящемуся наверху власти[2].

Со временем  систематическое  и иерархическое  разделение труда  между  различными  отраслями государственного управления   закрепляются в законодательстве, детально регламентирующем  функции и компетенцию  отдельных государственных служб и учреждений,  а также обязанности всех чиновников.

Задача данной работы состоит в том, чтобы:

-                                           определить правовые основы государственной службы в США, Великобритании, Франции и Германии;

-                                            провести  некоторые параллели между  развитием  института государственной службы  в США, Великобритании, Франции и Германии.

Рассмотрим  отдельно  правовые основы  государственной службы Германии, США, Франции и Великобритании.



2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ГЕРМАНИИ


В Германии  сегодня нет понятия «государственная служба». После первой  мировой  войны появился термин «публичная служба», и это понятие прочно вошло в словарь  немецких политологов. В функциональном плане «публичная служба» понимается как деятельность в целях выполнения общественных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел  составляет профессиональную деятельность.

Понятие «публичная служба» охватывает три категории лиц: чиновников, служащих и рабочих. Критерием разделения выступает  правовая форма назначения: для чиновника – издаваемый в особом порядке компетентными  властями акт назначения; для служащего и рабочего – заключаемый сторонами договор о поступлении на службу. Чиновники  выделены в группу особо доверенных лиц, специально обличенных функцией управления и наделенных  в связи с этим особым правовым и политическим статусом[3].

Для современной Германии характерно тесное  взаимопроникновение и переплетение  политической  и административной сфер. Это нашло  свое отражение и в законе  о государственной службе, согласно  которому  чиновники  имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом  двухмесячного отпуска  на время  избирательной кампании. Наряду с депутатским содержанием они  продолжают получать  значительную часть  своего  основного жалованья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют им  добиваться  значительного продвижения в партиях.  В отличие от многих  европейских стран (Великобритании, Франции и США), карьера  государственного служащего в Германии не является альтернативной  политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.

Основным нормативным актом,  регулирующим  деятельность чиновников,  является Федеральный закон  о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 года. По этому закону чиновниками считаются  следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели  школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников: А1-А5   -   низшие чины (вспомогательно-технические); А6-А9   -  средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10-А13  -  высшие чины 1 ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы); А14-А16  -  высшие чины 2 ступени (высшие правительственные советники). Материальное содержание  чиновников составляется из основного оклада, территориальной надбавки, надбавки на детей, за выслугу лет, за звание. Размеры, динамика и структура выплат определяются  специальным законом об оплате[4].

Особую группу составляют политические и почетные чиновники. Политические чиновники – это  наиболее близкие сотрудники к политической программе правительства или отдельного чиновника, они приходят и уходят с поста вместе  с правительством. К ним относятся: статс-секретари  в федеральных министерствах,  ведомствах федерального канцлера и федерального президента; руководители отделов в федеральных министерствах,  ведомствах федерального канцлера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата; руководители в земельных министерствах и канцеляриях (государственные советники).

Почетные  чиновники – это лица, имеющие гражданскую  профессию, которых  назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, выборные консулы.

Согласно исконно германской доктрине, чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель  государства, его идеи. На этом постулате основывается вся система подготовки чиновников и их последующего  продвижения по службе. И хотя по Конституции (ст.33, п.2) «каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями и профессиональной квалификацией»[5].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.