Рефераты. Правовой статус мировых судей

По общему правилу полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Исключение составляют судьи районных (городских) народных судов, судьи военных гарнизонов (армий, флотилий, соединений), впервые назначающиеся на свои должности. Они назначаются сроком на три года, по истечении которого могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Такое правило установлено в целях своеобразного испытательного срока для «новичка», в течение которого он должен зарекомендовать себя как полностью соответствующий своей должности.

Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти.

       «Приостановление или прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ»[13] осуществляется по решению этого органа, за исключением прекращения полномочий по отдельным основаниям (в частности, при совершении судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи), когда оно производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда.

       Полномочия других судей приостанавливаются или прекращаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей: Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Такие квалификационные коллегии формируются из числа судей федеральных судов и судов субъектов РФ, которых в состав коллегий избирает само судейское сообщество, а также представителей общественности, назначаемых Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ, и представителей Президента РФ.

Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия. Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:

занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.

Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. «Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом»[14] (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи.

Неприкосновенность – существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов. В этих целях запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Все это вовсе не превращает судей в некую секту «неприкасаемых»[15]. Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служащих.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии с действующим законодательством может быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Материальным и социальным обеспечением судьи, соответствующим его статусу. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации”[16] предусматривает повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, ученую степень и т. д.

Законодательство предусматривает также ряд иных средств материального обеспечения независимости судей. Социальная защита судей и членов их семей включает государственное страхование судей на случай их гибели, причинения им увечий или иного повреждения здоровья при исполнении ими судейских обязанностей, а равно полное возмещение ущерба, причиненного имуществу судьи или членов его семьи, если такой ущерб был причинен в связи со служебной деятельностью судьи. Определенную положительную роль в обеспечении независимости судей должен играть и упомянутый выше Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. также установление уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия, неуважение к, суду, клевету в отношении судьи.

 

Глава 5.Правовой иммунитет судей.

В части 2 статьи 122 Конституции РФ идет речь о судейском иммунитете только применительно к уголовной ответственности. Такая избирательность вполне объяснима: уголовная ответственность более "сурова"[17], чем, например, административная. Необоснованное уголовное преследование судьи может нанести ущерб высокому престижу судебной власти. Развивая конституционную норму, Закон о статусе судей предусматривает, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии из трех судей о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей (в отношении судьи Конституционного Суда РФ — с согласия самого Суда). Уровень упомянутой судебной коллегии (из судей Верховного Суда РФ или судей "областного звена") и уровень квалификационной коллегии (Высшая или субъекта Федерации) зависит от того, судьей какого суда является соответствующее лицо.











Глава 6.Правовое положение судейских сообществ в РФ.

    Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.

 Органами судейского сообщества (судейского самоуправления) являются Всероссийский съезд судей; совет судей РФ, избираемый съездом судей и действующий в период между съездами; конференции судей субъектов РФ, арбитражных судов и военных судов среднего (второго) звена, а также советы судей этих судебных органов, избираемые конференциями судей и действующие в период между конференциями.

Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов, рассматривают проблемы кадрового, организационного и материального обеспечения судебной деятельности, обсуждают вопросы судебной практики, представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судей отдельно для общих, арбитражных и военных судов, а также выполняют другие правомочия.

Квалификационные коллегии судей создаются для отбора кандидатов на должность судьи; аттестации судей и присвоения им квалификационных классов; обеспечения неприкосновенности судьи; приостановления и прекращения полномочий судей. Коллегии действуют на основании специальных положений.









Заключение.

   В данной работе были рассмотрены наиболее важные вопросы  к заявленной теме «Правовой статус судей Российской Федерации».

   Подводя итог можно сказать, что судья- это носитель судебной власти. Это человек достойный уважения за свой высокий профессионализм. При рассмотрении дел они точно исполняют требования законов, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, их честь и достоинства, интересы общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливым и гуманным. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих ям прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств — не подкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их лучше не претендовать на занятие судейской должности.








Список использованных  источников.


1.Конституция РФ, М 1993

2.Закон РФ о Судебной системе судов от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ

3.Закон РФ о конституционном суде РФ от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ

4.Закон РФ О статусе судей в РФ от 26.06.1992г. № 31-32-1 (с изменениями и дополнениями)

5.Закон РФ о мировых судьях от 17.12.1998г.

6.Постановление Верховного Совета РФ «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.10.91 №1801-1

7.Концепции судебной реформы в Российской федерации сост. С.А. Пашин- М; Республика, 1992 г.-111 с.

8. Юридическая энциклопедия М; Юрист, 1997. с.426

9.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие – М; Издательство МГУ, изд. Группа ИНФРА-М,1997,с. 28

10. «Правоохранительные органы» Москва, Зерцало 2000, К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев

11. М.В. Баглай  «Конституционное право РФ». Издательство Норма, Москва, 2001г.

12. Комментарий к Конституции Российской Федерации М, 2005

13.В.В. Лазарев «Конституционное право». Москва. Юрист 1999г.

14.В.Е. Усанов, С.В. Хмелевский «Конституционное право РФ». Москва 2003г.


[1] Постановление Верховного Совета РФ «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.10.91 № 1801-1; Концепции судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С. А. Пашин. - М.: Республика, 1992. - 111 с.

[2] Юридическая энциклопедия. М.: Юрист, 1997. С. 426.

[3] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, изд. группа ИНФРА-М, 1997, С.28.

[4] Об основах статуса судей в Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г 1-ФКЗ

«О судебной системе Российской Федерации»

[5] Правоохранительные органы. М.: Зерцало,2000 с.207.

[6]  Закон РФ от  26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ.» (С изменениями и дополнениями) Ст.2 Единство статуса судей.

[7] Конституционное право Российской федерации. Издательство Норма. М.В. Баглай – М., 2001.

[8] Правоохранительные органы К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев М.,2000 с.210.

[9] Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 31-32-1 «О статусе судей В Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) ст.8 Присяга судьи.

[10] К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев «Правоохранительные органы» Москва, Зерцало 2000г. С 204.

[11] Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». (С изменениями и дополнениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г. , 17 июля 1999 г., 20 июня 2000г., 15 декабря 2001 г.,22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.). ст.9, ст.10.                 

[12] Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1  «О статусе судей в Российской Федерации». Ст. 12

 

[13]  М.В. Баглай  «Конституционное право РФ». Издательство Норма, Москва, 2001. с. 652

Закон о Конституции суда РФ ФКЗ от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ.

[14] Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Ст.16

[15]    М.В. Баглай  «Конституционное право РФ». Издательство Норма, Москва, 2001. с. 653

[16] Закон РФ № 3132-1 «о статусе судей в Российской Федерации». Ст. 19 Материальное обеспечение судей. Ст. 20 Меры социальной защиты судьи и членов его семьи.

[17] Комментарий к Конституции Российской Федерации М, 2005. ст. 122 ч.2


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.