- гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.
Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. 1
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.
Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице
Орган службы занятости в определенных законом случаях может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер.
Так, выплата пособия по безработице прекращается в случаях:
1) трудоустройства безработного или признания гражданина занятым;
2) прохождения безработным профподготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии;
3) истечения срока его выплаты;
4) получения пособия или попытки его получения обманным путем;
5) осуждения безработного по приговору суда к лишению свободы или к исправительным работам;
6) назначения безработному пенсии по старости или за выслугу лет;
7) длительной (более месяца) неявки безработного в орган службы занятости без уважительных причин;
8) переезда безработного в другую местность;
9) отхода от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
10) смерти безработного.
Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
увольнения за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия;
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органа службы занятости;
нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;
отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п. 1 ст. 29 Закона);
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения,
вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ; самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Период приостановления выплаты пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.1
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней со дня направления органа службы занятости;
2) отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Указанные меры дисциплинируют безработных.
О решении о прекращении, приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице орган службы занятости должен уведомить безработного.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.
Выплата стипендии в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа службы занятости производится в следующих размерах:
уволенным в течение 12 месяцев до начала безработицы и имеющим в этот период полновременную работу не менее 26 календарных недель — 75% их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного на территории данного субъекта Федерации;
впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта);
уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель — в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.1
При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на размер районного коэффициента;
утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, и не ниже 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.
Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие выводы:
Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.
Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Пособие по безработице - денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.
Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.
Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях.
В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.
1. Конституция Российской Федерации. Российская газета. № 237. 1993
2. "Трудовой Кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 28.02.2008) Консультант плюс 2008
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007). Консультант плюс 2008
4. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Консультант плюс 2008
5. Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006
6. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007
7. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007
8. Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003
9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001
10. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003
11. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - М. 2001
12. Пашков А.С., Магницкая Е.В. Правовой статус безработного. Правоведение. № 2. М. 2004
13. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006
14. Соловьев А.А. Вопросы занятости и трудоустройства. М. 2000
15. Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. – М. 2004
16. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. М. 2002
17. Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001
18. Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. М. 2001
1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 72
1 Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с. 67
1 Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. М. 2001 с. 124
1 Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006 с. 85
1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001 с. 208
1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 93
1 Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006 С. 45-48
1 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88
1 Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с. 208
1 Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001 с. 74
1 Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003 с. 127
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007 с. 208
1 Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - М. 2001 С. 81-83
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007 С. 49-55
1 Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. М. 2001 с. 59
Страницы: 1, 2, 3, 4