Рефераты. Правовой режим коммерческой тайны p> Основополагающие нормы содержит Конституция РФ. Так, статья 34
Конституции гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. статья 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. В соответствии со ст. 29 Конституции «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В соответствии со ст. 45, «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом».

Центральное место среди источников правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, занимает Гражданский кодекс РФ (далее – ГК
РФ). Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны. Кроме того, непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеют положения ст.ст. 1, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 и т.д.

Большое значение имеет Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года[19] (далее – Закон об информации), который содержит определения информации, документированной информации, конфиденциальной информации.

Ряд положений, имеющих отношение к коммерческой тайне, содержит уже упоминавшийся Закон о конкуренции.

Ряд законодательных актов предусматривает ответственность государственных служащих и органов за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну: Налоговый кодекс РФ[20], Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года[21] и т.п.

Сюда же ходит и ряд подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ
«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6 марта 1997 года[22], а также Постановление правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[23].

Проект части III ГК РФ[24] также касается коммерческой тайны: статья
1113 «Объекты исключительных прав» раздела Y «Исключительные права
(интеллектуальная собственность) проекта относит к объектам интеллектуальной собственности «охраняемые от разглашения необщедоступные сведения (информацию)».

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Закона «О коммерческой тайне», принятый в первом чтении.[25] Стоит отметить, что в подавляющем большинстве стран отсутствуют специальные законы, регулирующие отношения, связанные с коммерческой тайной (ноу-хау, торговыми секретами). В качестве исключения можно назвать США, где действует Единообразный Закон о Торговых Секретах 1979 года в редакции 1985 года (The Uniform Trade Secrets Act), а также Великобританию, где действует
Закон «о нарушении конфиденциальности» (Bill on Breach of Confidence) 1981 года, регулирующий вопросы, связанные с установлением обязанностей конфиденциальности, налагаемых на лиц, приобретающих конфиденциальную информацию (в том числе коммерческую тайну), и устанавливающий процедуры, применяемые при нарушении обязанности конфиденциальности, а также средства защиты, применяемые при таких процедурах.[26] проблема принятия специального закона, регулирующего отношения, связанные с коммерческой тайной, в литературе оценивается неоднозначно.
Так, например, А.П. Сергеев считает, что в принятии специального закона об охране коммерческой тайны нет необходимости, «вполне достаточно чёткого понятия коммерческой тайны, определения содержания прав её обладателя и мер их эффективной защиты. Современное законодательство такую возможность предоставляет».[27] С другой стороны, в литературе отмечается, что в современных условиях принятие такого закона является достаточно актуальным и должно будет способствовать «обеспечению национальных интересов России … и препятствовать неправомерному и безвозмездному использованию отечественных ноу-хау зарубежными фирмами».[28]

3. Понятие и правовая природа коммерческой тайны.

Легальное определение коммерческой тайны даёт статья 139 ГК РФ: коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры по охране её конфиденциальности. Не вдаваясь пока в детали, отметим, что аналогичным образом коммерческая тайна определяется и по законодательству других стран. Так, Единообразный Закон США о Торговых
Секретах определяет торговый секрет как "информацию, включая формулу, образец, компиляцию данных, программу, механизм, метод, технологию или процесс, которая: i) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности либо невозможности её легкого получения законными средствами лицами, которые могут получить выгоду от её раскрытия или использования; и ii) обладатель которой предпринимает меры по охране её конфиденциальности, являющиеся разумными при данных обстоятельствах".

Как видим, определение коммерческой тайны, содержащееся в Гражданском кодексе, по основным своим параметрам соответствует зарубежным аналогам.

В своё время Закон СССР «О предприятиях в СССР» определял коммерческую тайну как «сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия». Основы гражданского законодательства (ст. 151) определяли более узкую сферу применения коммерческой тайны: к ней Основами была отнесена «техническая, организационная и коммерческая информация».
Действующий ГК РФ не содержит указаний на характер сведений, относимых к коммерческой тайне, поэтому коммерческую тайну в настоящее время могут составлять любые сведения, (за исключением сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в силу указания закона), соответствующие критериям, предъявляемым ст. 139 ГК РФ.

В настоящее время возникла правовая неопределённость по поводу такого объекта гражданских прав как ноу-хау. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» указывал ноу-хау среди объектов интеллектуальной собственности. Основы гражданского законодательства рассматривали ноу-хау в качестве синонима термину «секреты производства». ГК РФ, в статье 139 оперирует термином
«информация», что позволило некоторым авторам считать, что «такие термины как секрет производства, ноу-хау, торговые секреты, конфиденциальная информация и т.д. … обозначают в сущности одно и то же понятие, которое в новом ГК РФ получило наименование «служебной и коммерческой тайны».[29]
Между тем, понятие «ноу-хау» не исчезло окончательно из правового оборота. оно продолжает применяться во многих международных договорах, заключённых
Российской Федерацией с другими государствами[30], а также во внутреннем законодательстве, в основном, в нормативно-правовых актах, посвящённых бухгалтерскому учёту и налогообложению, принятых в том числе и после вступления в силу первой части ГК РФ[31]. В отличие от определений коммерческой тайны, встречающихся в литературе, которые к коммерческой тайне относят любые, связанные с функционированием владельца тайны факты[32], под ноу-хау в литературе обычно понимаются сведения вполне определённого характера. Так, например, в одном источнике ноу-хау определяется как понятие, «которое применятся к незапатентованной информации (независимо от того, является она патентоспособной или нет), которая содержит сведения о формуле, рецепте, устройстве или способе, а также каком-либо методе, применение которого делает возможным производство определённой продукции … или обеспечивает решение конкретных практических вопросов, связанных с производством».[33] Согласно другому определению,
«ноу-хау представляет собой обозначение технических знаний, производственного опыта и другой информации, необходимой для изготовления определённого изделия, воспроизведения той или иной технологии … ноу-хау, как правило, является предметом продажи».[34]

Таким образом, под ноу-хау принято понимать вполне конкретные сведения, используемые в производстве. Ноу-хау может рассматриваться в качестве разновидности коммерческой тайны, но эти понятия отнюдь не совпадающие. Ноу-хау может являться предметом продажи, права на ноу-хау могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц[35], что нельзя сказать о многих других сведениях, могущих составлять коммерческую тайну. Кроме того, исходя из положений Конвенции, учреждающей
Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС)[36], ноу-хау традиционно принято относить к объектам интеллектуальной собственности.
Между тем, основываясь на содержании статей 138, 139 ГК РФ, нельзя сделать однозначного вывода о том, является ли ноу-хау объектом интеллектуальной собственности (об этом речь впереди). Так, А.И. Козырев пишет: «Понятие коммерческой тайны существенно шире, чем понятие «ноу-хау», так как коммерческую тайну могут составлять также списки клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения, разглашение которых нежелательно по тем или иным причинам. Разумеется, такие объекты нельзя рассматривать как объекты интеллектуальной собственности».[37]

Как представляется, было бы целесообразно в готовящемся Законе «О коммерческой тайне», а также в III части Гражданского кодекса разрешить эту проблему путём законодательного определения понятия ноу-хау и его соотношения с коммерческой тайной с одной стороны, и объектами интеллектуальной собственности – с другой.

Итак, Гражданский кодекс в ст. 139 определяет коммерческую тайну через слово «информация». Статья 128 указывает информацию среди других объектов гражданских прав. Само понятие информации в ГК не раскрывается.
Основные положения, касающиеся информации и её нахождения в гражданском обороте, содержит уже упоминавшийся Закон об информации. Так, статья 2 этого закона определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. В соответствии со статьёй 6 Закона об информации, в гражданском обороте могут находиться информационные ресурсы и документы. Понятия "информационные ресурсы" и "документы" раскрываются в этой же статье: так, под документом
(документированной информацией) признаётся зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать; под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в различных информационных системах. В соответствии со ст. 5 Закона об информации, документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Основное значение для нас имеет понятие документированной информации. Это понятие "основано на двуединстве
- информации и материального носителя, на котором она отображена; документированная информация есть объект материальный"[38].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.