Рефераты. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Тема:

«Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве»

Оглавление:


Введение

Основная часть

1.                 Понятие полетов в международном воздушном пространстве

2.                 Юридическая классификация полетов

3.                 Право полетов в международном воздушном пространстве

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Открытое воздушное пространство – это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

Международные воздушные передвижения регулируются Чикагской конвенцией 1944 года и национальным законодательством.

Цель реферата: рассмотреть понятие полетов в международном воздушном пространстве; дать юридическую классификацию полетов; рассмотреть право полетов в международном воздушном пространстве

Основная часть

1.                 Понятие полетов в международном воздушном пространстве


Общепринятого определения воздушного судна в меж­дународном праве не существует. Наиболее общее опреде­ление восходит к формуле приложения А к Парижской кон­венции 1919 года, согласно которой под воздушным судном понимается «любой аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом». Несомнен­но, эта формула детерминирована имеющимися в то время средствами воздушных передвижений: самолетами, дири­жаблями и воздушными шарами[1].

В приложении 7 к Чикагской конвенции 1944 года вновь повторяется формула приложения А к Парижской конвен­ции 1919 года, но с добавлением: «иным, чем взаимодейст­вие с воздухом, отраженным от земной поверхности»[2].

Национальное право многих государств идет такими путями: либо по пути простого пе­речисления конкретных летательных аппаратов, иногда с их определением, либо введения в нормативный оборот специальных элементов понятия «воздушное судно». Например, по законодательству Германии, к воздушным судам могут отно­ситься даже космические аппараты на участке пролета воз­душного пространства.

В целом, однако, при всей подвижности дефинитивной шкалы понятия «воздушное судно» современное воздушное право регулирует отношения, возникающие по поводу ис­пользования почти исключительно самолетов и вертолетов, а также, в ограниченном объеме, воздушных шаров и ди­рижаблей.

Определение международного полета почти исключи­тельно регулируется национальным правом, что иногда по­рождает коллизии соответствующих национально-правовых норм[3].

В практическом отношении определенное значение име­ют временные рамки применения понятия «международный полет» ввиду различного определения его второго элемен­та – «полет». Решение данного вопроса относится к сфере подзаконных актов национального права. В одних случаях это может быть период от начала движения самолета при взлете до окончания движения на пробеге после посадки, в других – от запуска двигателей для целей взлета до вы­ключения двигателей после посадки и т. п. Однако приве­денные определения, как уже отмечалось, носят в основном технический характер.

Следует иметь ввиду, что ряд актов международного и национального права содержат определение термина «в по­лете» в смысле установления сферы действия норм того или иного договора или закона во времени. Так, в Токийской конвенции 1963 года, Гаагской конвенции 1970 года, Мон­реальской конвенции 1971 года нахождение воздушного судна в полете определя­ется с момента закрытия всех его внешних дверей после по­грузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. Существуют и иные определения подобного ро­да, не имеющие отношения к понятию «международный по­лет» (в Токийской конвенции используется также и «техни­ческое» определение для целей действия отдельных глав).

В юридическом значении международным полетом сле­дует считать всякий правомерный полет, при котором за­планированный маршрут полета и намеченной посадки на­ходится в воздушном пространстве государства иного, чем государство регистрации или государство – эксплуатант воздушного судна.

Введение в определение «международный полет» поня­тия «государство-эксплуатант» необходимо для тех случаев, когда воздушное судно передано в аренду авиапредприятию иностранного государства, которое по своему усмотрению использует судно на внутренних или международных воз­душных трассах.

В международном и национальном праве существует очевидный пробел в отношении отнесения к разряду между­народных полетов ракет, космических аппаратов, судов на воздушной подушке при пересечении ими границ иностран­ного государства. Нередко подвергается сомнению и воз­можность применения понятия «международный полет» к несанкционированным влетам неуправляемых воздушных судов на иностранную территорию. Вместе с тем необходи­мость наведения должного правопорядка в воздушном про­странстве, обеспечения международной законности предпо­лагает, чтобы все полеты в таком пространстве были квали­фицированы.

Интересы уважения полного и исключительного суверенитета государств на своей территории требуют признания передвижения любых летательных аппаратов через грани­цу иностранного государства в качестве международного полета.


2. Юридическая классификация полетов


В воздушном пространстве Земли перемещается огромное число различных летательных аппаратов. Отличаясь (иног­да значительно) по своим техническим, конструкторским характеристикам, эти аппараты и устройства обладают од­ним общим свойством – перемещаться в пространстве над сухопутной и водной поверхностью без соприкосновения с ней. Для большинства из них возможность такого переме­щения органически зависит от использования подъемной силы, возникающей либо на несущих поверхностях от взаи­модействия с атмосферным воздухом (самолеты, вертоле­ты, парашюты и т. п.), либо в силу разницы в плотности на­полняющего их газа и окружающей атмосферы (дирижаб­ли, воздушные шары).

Отдельные летательные аппараты (ракеты) не нуждаются в указанной подъемной силе, хотя и используют атмосферный воздух для стабилизации поло­жения в пространстве. Суда на воздушной подушке (СВП), хотя и перемещаются в воздушном (прилежащем) прост­ранстве, считаются судами sui geпeris (особого рода), отличными от иных летательных аппаратов, поскольку для своего поддержания над поверхностью пользуются силой, возникающей за счет взаимодействия «воздушной подушки» под днищем с поверхностью. В законодательстве некоторых стран СВП отнесены к разряду воздушных судов, что следует расценивать как исключение из общепризнанной прак­тики, порождающее сложные проблемы применения к СВП норм международного воздушного права (при трансгра­ничных передвижениях СВП).

Хотя при передвижении любого из указанных аппаратов и устройств за пределы территории государства регистра­ции возникают международно-правовые аспекты, междуна­родное воздушное право с самого начала развивалось и продолжает развиваться в основном в направлении регули­рования использования той группы летательных аппаратов и устройств, которые принято называть воздушными су­дами.

Применительно к действию норм международного права  национального права с международным (иностранным) элементом важное значение имеет классификация полетов воздушных судов. Эта классификация может носить как технический, так и юридический характер. В первом случае она связана с необходимостью установления временных границ «технической» эксплуатации воздушного судна и преследует цель определения летного времени членов эки­пажа, расследования авиационных происшествий и т. д. Речь здесь идет не о классификации полетов, как таковых, а об установлении периода полета воздушного судна[4]. Во втором случае вопрос касается подразделения полетов на внутренние и международные с точки зрения объема применяемых к тем и другим соответствующих нормативных предписаний.

В частности, с понятием «международный полет» связан важный вопрос установления и действия норм международ­ного права и национального права, регулирующих отноше­ния между различными их субъектами по поводу осуществ­ления международных полетов.

В целом полеты в воздушном пространстве можно классифицировать следующим образом:

1) полеты с территории одного государства на террито­рию другого государства. При этом различаются полеты:

а) в сопредельное государство с практически мгновенным пересечением границ двух государств;

б) с пересечением района открытого моря;

в) с транзитным беспосадочным пересечением территории третьего государства;

г) с тран­зитным пролетом через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, или через архипелаж­ные воды;

2) из района открытого моря или Антарктика на терри­торию иностранного государства и обратно;

3) из одного района открытого моря или Антарктики в другой район открытого моря с транзитным пролетом через международные проливы или архипелажные воды;

4) полет в пределах открытого моря или Антарктики без транзитного пролета через международные проливы или ар­хипелажные воды;

5) с территории государства регистрации (эксплуатан­та) воздушного судна в открытое море или Антарктику и обратно (в целях разведки рыбных запасов, проведения на­учных исследований и т. п.);

6) из одной части территории государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна в другую часть его тер­ритории с транзитным перелетом территории иностранного государства (например, центральная часть США – Аляска, через Канаду);

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.