Рефераты. Правовое регулирование деятельности органов федерального казначейства. Задачи и права p> 1999 год стал еще одним этапом становления казначейской системы.
Органы федерального казначейства приступили осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Отличительной чертой 2000 г. с точки зрения учета операций по исполнению федерального бюджета стало введение в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса позволили более четко провести черту между сферами правоприменения налогового, гражданского и бюджетного законодательства. Казначейство получило три основных нормативно- методических документа (инструкцию о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ; инструкцию о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства МФ
РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета; инструкцию по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях), регулирующих деятельность всех участников бюджетного процесса. Таким образов, была сформирована законодательная и нормативная база, а самое главное, на 1 января 2000 г. было выведено нулевое сальдо, без которого очень трудно начать двигаться по четкому соблюдению
«котлового»» принципа учета и распределения доходов[7]. Новый порядок распределения доходов по уровням бюджетной системы уже в первые месяцы после его введения позволил существенно повысить объем доходов федерального бюджета.

В 2001 г. функции органов федерального казначейства дополняются выполнением ново поставленных задач: установлен единый порядок применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства России. В условиях массовых неплатежей, несовершенства законодательства, а также вынужденного отказа государства от ряда своих обязательств продолжает увеличиваться количество исков, предъявляемых к казне Российской Федерации и Правительству РФ для решения поставленных вопросов. Приказом Министерства финансов РФ от 15 мая 2001 г. №36н определен порядок организации работы
Минфина и территориальных органов федерального казначейства по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам федерального бюджета, утверждены Правила организации работы.
Указанные правила распространяются на получателей средств федерального бюджета, которым для учета операций открыты лицевые счета в органах федерального казначейства.

Начиная с 2002 г. все участники бюджетного процесса действуют в соответствии с едиными правилами и процедурами, учет налогового обязательства ведется только по виду налога, а не в зависимости от того, как распределяются доходы от уплаты этого налога по уровням бюджетной системы; прекращена практика предоставления субъектами Федерации отсрочек
(рассрочек) и льгот по регулирующим Федеральным налогам и сборам в доле, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Федерации.

В ст.168 Бюджетного Кодекса сказано, что "органы исполнительной власти
Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений.
При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета." В статье[8] закреплено право органов исполнительной власти РФ осуществлять исполнение через территориальные органы Федерального казначейства. При этом органы
Федерального казначейства осуществляют функции по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основе заключенных бюджетных соглашений о полномочиях по кассовому обслуживанию (учету доходов, расходов и источников финансирования дефицита) исполнения соответствующего бюджета с органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления. Кроме того, статья устанавливает, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют контроль за целевым и эффективным расходованием средств не только бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, но также и федерального бюджета со стороны организаций – непосредственных получателей бюджетных средств на обслуживаемой территории.
Деятельность кредитных организаций, обслуживающих операции по движению бюджетных средств, в том числе и из федерального бюджета, на соответствующей территории также контролируется органами Федерального казначейства в части сроков прохождения этих операций.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство также ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств устанавливается Министерством финансов РФ. Главная книга ведется во всех территориальных органах федерального казначейства, организующих учет исполнения федерального бюджета. Она служит для синтетического учета, в ней одновременно отражаются хронологические и систематические записи по счетам бухгалтерского учета в соответствии с единым планом счетов, утвержденным Инструкцией Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов от 17.02.1999 г. № 15н[9].

В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, органы
Федерального казначейства на основе распоряжения министра финансов РФ имеют право приостановить финансирование. Право требовать устранения нарушений, выявленных при исполнении федерального бюджета, они имеют в соответствии с
Положением "О Федеральном казначействе", утвержденным Правительством РФ от
27.08.1993 г. № 864 ( в ред. от 28.01.1997 г.). В соответствии со ст.284
Бюджетного Кодекса РФ и Положением, упомянутым выше, органы Федерального казначейства имеют право составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов. Все эти полномочия законодательно закреплены.

В течение всех прошедших лет, а также в настоящее время органы федерального казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль на всех этапах исполнения бюджета: от принятия бюджетными учреждениями обязательств, оплата которых производится из федерального бюджета, до проверки фактического объема выполненных работ и услуг с учетом соблюдения необходимых процедура положений по бухгалтерскому учету и отчетности строго в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Каждый полученный учреждениями рубль, независимо от цели использования подвергался и подвергается тщательной проверке.

Детальный учет расходов позволяет в ходе исполнения бюджета в более полной мере реализовать принцип обязательной сбалансированности бюджета, компенсировать диспропорции, которые неизбежно возникают на этапе его прогнозирования в условиях нестабильной экономической ситуации.

3. История российского казначейства.

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад и стать участниками великого исторического события - рождения системы государственных финансов и казначейской системы.

Исторические корни казначейской системы уходят в глубину веков. Еще в
Московском великом княжестве и Русском Государстве XV - XVI веков существовал исполнительный орган, называвшийся "казна", контролировавший взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции были переданы Приказом (Казенному, Посольскому, Холопьего суда и т.д.), а с
1775г. в России введены казенные палаты, как государственные учреждения.

В 1710 году в период правления Петра I была создана Счетная или
Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-
Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотский и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1-м департаменте Сената[10].

В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении
Государственного казначея.

В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов,
Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).

В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по
Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно- расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.

Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы , выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-
Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на
Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств
Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.

С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году - уже во всех 727 казначействах на местах).

После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно- расходные кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению
Совета Наркома с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей государство не на основе рыночных отношений, а на распределении и нормировании четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы.
Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.