За управление автомобилем "Жигули" в нетрезвом состоянии инженер Г. решением районного отделения ГАИ был лишен водительских прав на 6 месяцев.
1. Какие виды административных взысканий могут применяться за административные правонарушения?
2. Обосновано ли решение о наложении взыскания в данном случае?
Ответ:
I. Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений.
Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
Y они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
Y воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
Y взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;
Y все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления – постановления или решения;
Y наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
Y являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчёт о своём неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания).
Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.
В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:
1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относят:
Y предупреждение;
Y общественное порицание.
2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и возложении на нарушителя определенных претерпеваний.
В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение (ст.26);
2) штраф (ст. 27);
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);
5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) (ст. 30);
6) исправительные работы (ст. 31);
7) административный арест (ст. 32);
8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства за совершение административных правонарушений (ст. 321).
Административные взыскания, перечисленные в пунктах 3-6, настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а административный арест – только законодательными актами СССР.
Итак, административное взыскание – это мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях – народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка.
II. Решение о наложении взыскания в данном случае обосновано п. 5 ст. 24, указанным выше (ст. 30) и ст. 117 гласит о том, что управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения влечет наложение штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.
Вопрос 3.1.
Понятие источника права, их виды, краткая характеристика.
В научной и учебной литературе источниками права традиционно считают нормативные правовые акты, санкционированные обычаи и судебные (или административные) прецеденты. Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение). Таким образом, термин "источник" в смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он содержит правовые нормы и из него как из источника берутся ("черпаются") сведения о содержании правовых норм.
Источники права – обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин "источник права" юриспрудении известен давно. Ещё римские историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято выделять:
а) источник права в материальном смысле;
б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось – в "идеалогическом смысле");
в) источник права в юридическом (формальном) смысле.
Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.
Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.
Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это есть внешняя форма права в истинном значении термина.
Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.
Отдельные ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права.
Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин "источник норм права", тогда "источником права" можно обозначать социальные условия и предпосылки права, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.
Теперь классифицируем и характеризуем источники права.
3.2. Понятие срока исковой давности, его значение и сроки.
Y ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ. Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Санкционирование обычая может осуществляться путём восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой.
Страницы: 1, 2