Рефераты. Правовая природа персональных данных работника

Правовая природа персональных данных работника

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА



В настоящее время современные технические средства позволяют собирать и обрабатывать значительные объемы социально значимых сведений, необходимых для жизнедеятельности человека, общества и государства. Стремительное развитие компьютерной техники дает возможность получать доступ и использовать различные банки данных практически любым субъектам информационных отношений, при этом скорость получения и распространения информации существенно увеличилась. Кто владеет информацией, тот владеет миром, - справедливо полагают философы. Информация, являясь непременным условием жизни и социальной деятельности людей, предметом их постоянного внимания, существует столько же, сколько существует общество. Она сопровождает любые социальные отношения, определяет решения и действия индивида. В настоящее время принято говорить о существовании так называемой информационной среды обитания человека. Сейчас, когда информационные технологии стали повсеместно доступны, они распространились практически на все области общественной деятельности, связанные с информацией. Органы власти и управления, руководствуясь в процессе своей деятельности интересами общества и государства, собирают необходимые сведения о каждом из нас, формируют различные электронные базы персональных данных граждан, а в результате - обладают исчерпывающей информацией о нашем социальном и имущественном положении. Причем, действуя на основе законодательных предписаний, они вправе истребовать и получать от физических лиц необходимые личные данные, что нередко затрагивает сферу частных интересов человека. Чиновники, в основном, знают: где, с кем и в каких условиях мы живем; где работаем; каким имуществом обладаем; какие получаем доходы, какие несем расходы и т.д.

Однако любая систематизированная социально значимая информация может быть использована как на благо, так и во вред людям. Государство всегда стремилось знать о частной жизни своих граждан как можно больше и управлять ими на основе этих знаний. Еще Платон в трактате о государстве  писал о необходимости поставить поведение людей под тотальный контроль "всевидящего ока" государства. История свидетельствует, что подобные попытки использования личных (персональных) данных граждан, сведений об их частной жизни уже неоднократно предпринимались в практике деятельности различных политических режимов. Тем не менее следует признать, что формирование и использование электронных баз персональных данных граждан - объективный процесс, который осуществляется сейчас во многих развитых странах мира, где параллельно этому создаются также разнообразные универсальные идентификаторы личности. Не случайно уже в 80-х гг. прошлого столетия в некоторых странах Западной Европы, характеризуя информационную прозрачность сведений о личной жизни граждан для органов власти и управления, крупных государственных и частных корпораций, стали использовать специальный термин - "стеклянные люди" . Многие зарубежные и отечественные специалисты с целью совершенствования существующей системы идентификации граждан уже сейчас предлагают повсеместно использовать дактилоскопические и генетические паспорта . При этом ими не отрицается и наличие потенциальной опасности функционирования подобных институтов контроля, особенно в части обеспечения конфиденциальности подлежащих учету и использованию данных.

С принятием нового ТК РФ правоприменители столкнулись с необходимостью реализовать на практике главу 14 "Защита персональных данных работника". Согласно ст. 85 ТК РФ персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Кодекс устанавливает основные требования, которые необходимо соблюдать при обработке, то есть при получении, хранении, комбинировании, передаче или любом другом использовании персональных данных работника. При этом обязательным условием законности складывающихся правоотношений по получению значимой информации является участие в них самого работника.

В целом такое законодательное определение персональных данных работника представляется неудачным, поскольку понятие, сформулированное таким образом, не выделяет сущностные признаки указанного рода информации, не определяет пределы ее возможного истребования и получения.

Для того, чтобы определиться с существенными характеристиками правового регулирования названного института, необходимо остановиться на вопросе о правовой природе персональных данных работника: установить, какое место в системе действующих правовых образований занимает обозначенный информационный ресурс. В юридической литературе общественные отношения, складывающиеся по поводу обработки персональных данных работников и урегулированные нормами права, называют информационными трудовыми правоотношениями, которые составляют отдельный институт трудового права . Тем самым подчеркивается их особый характер - они складываются по поводу особого вида информации.

В настоящее время "профильным" актом законодательного регулирования отношений в связи с использованием информационных ресурсов является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"  (далее - Закон об информации), который на основе ст. 23 и 55 Конституции РФ в ч. 2 ст. 10 проводит разделение информации с ограниченным доступом на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.


Вопросы охраны и защиты государственной тайны регулируются законодательно 1. Согласно Закону об информации информация о гражданах (персональные данные), то есть сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, относится к категории конфиденциальной (ст. 2, ч. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 11). Существует официально утвержденный Перечень сведений конфиденциального характера 2. Они подразделяются на: персональные данные (личная тайна); служебные сведения (служебная тайна) 3; сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна) 4; профессиональные сведения, относимые к врачебной, нотариальной, адвокатской, банковской тайне и иным видам тайн; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; сведения о сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца до официальной публикации информации о них. Тем самым в Указе Президента РФ подчеркивается особый характер персональных данных граждан, в связи с выделением их в качестве отдельного вида конфиденциальной информации.

Основные массивы конфиденциальной информации подробно исследованы в работе В.Н. Лопатина, который выявил существование более 30-ти видов информации ограниченного доступа .

В то же время нельзя не учесть, что персональные данные отдельных работников могут составлять государственную тайну и, соответственно, относиться к другому роду информации. Так, согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"  "персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера". Например, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"  "сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами".

Данное обстоятельство ни в коей мере не умаляет правовое значение персональных данных работника, не посягает на их обособленность, а, наоборот, способствует более эффективной защите со стороны государства. Таким образом, одна и та же информация может составлять как государственную тайну, так и конфиденциальную информацию, относящуюся к персональным данным работника. В то же время персональные данные, на наш взгляд, могут составлять служебную или профессиональную тайну. Обратимся к правовой природе этих видов конфиденциальной информации.

В.Н. Лопатин к числу сведений, составляющих служебную тайну, относит данные предварительного следствия, а также судебную тайну . Напротив, Ю.В. Францифиров указывает на необходимость выделения профессиональной тайны и разделения ее на государственную, служебную, врачебную, следственную, банковскую, адвокатскую, а также тайну совещания судей . В свою очередь, И.Л. Петрухин  относит к числу профессиональных тайн медицинскую, судебной защиты и представительства, исповеди, предварительного следствия, нотариальных действий.

Упомянутый Указ Президента РФ, устанавливающий Перечень сведений конфиденциального характера, не определяет критерия, в связи с которым мы можем разделить между собой профессиональную и служебную тайну. К тому же, во-первых, перечень сведений конфиденциального характера устанавливается только федеральным законом; во-вторых, при определении служебной тайны ссылка на гражданское законодательство не совсем уместна, в связи с тем что не во всех случаях служебная тайна представляет коммерческую информацию.

Мы предлагаем разделять профессиональную тайну и служебную тайну в зависимости от субъектов ее обладания. Этимология слова "служебный" предполагает обращение к понятию "служба" (государственная или муниципальная) . Профессиональная же тайна предполагает получение конфиденциальных сведений лицом в связи с его деятельностью по исполнению обязанностей трудового договора и договора гражданско-правового характера, но именно в рамках профессиональной деятельности. В этом смысле служебная деятельность уже является профессиональной, так как также направлена на реализацию профессиональных навыков, однако в силу специфики правового статуса служащих, предполагающего наделение их определенными полномочиями, может выделяться отдельно.

Ни профессиональная тайна, ни служебная тайна не охватывают сведения, которые становятся известными гражданам при обращении за судебной и иной государственной защитой. Следовательно, уместно выделить отдельно тайну правосудия, а в ее составе констатировать существование тайны уголовного, гражданского, административного видов судопроизводства. Тайна уголовного судопроизводства включает в себя следственную тайну (данные предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ)) и тайну судебную (ст. 241, 298 УПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что тайна в уголовном процессе может иметь внутренний и внешний характер. В то же время внутренняя тайна в уголовном процессе существует ввиду установленного ограничения на ознакомление с материалами уголовного дела для отдельных участников уголовного процесса, а также с данными о личности свидетелей и потерпевших, засекреченными в установленном законом порядке (теми же самыми персональными данными). Внешний же характер тайна, в частности в уголовном процессе, приобретает ввиду нормативного ограничения освещения в средствах массовой информации данных предварительного следствия или установленного должностным лицом следственных органов ограничения разглашения сведений посторонним лицам (не участникам уголовного процесса) в ходе предварительного расследования, а также при проведении закрытого судебного заседания.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.