Рефераты. Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законода­тельную инициативу отсутствует. Оно пока сохранилось в конституциях ряда субъектов РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только возмож­ность предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и вне­сение проектов законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на заседание (сессию) законодатель­ного органа либо отклонить, но с соответствующей мотивировкой.

Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной власти, работодателями (администрацией) сох­ранилась. Профсоюзам необходимо в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности прохождения и рассмотрения их предложений в различных инстанциях. В интересах трудящихся они стремятся проявлять активность в правотворчестве по социальным вопросам, используя совещательные полномочия - проводить экс­пертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабочих груп­пах по их подготовке и др.

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы:

 а) трудового договора;

 б) обеспечения занятости;

 в) рабочего времени;

 г) времени отдыха;

 д) оплаты и нормирования труда;

 е) га­рантий и компенсаций;

 ж) дисциплины труда;

 з) охраны труда;

 и) контроля за соблюдением трудового законодательства и законодатель­ства об охране труда;

 к) разрешения трудовых споров.

По содержанию права делятся на права:

 во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений,

 во-вторых, по кон­тролю за соблюдением трудового законодательства,

 в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.

 Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку.

По существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной которых они являются.

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания централизованных начал с локальным, при возра­стании роли соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов). На всех уровнях профсоюзам предо­ставлены довольно широкие полномочия с тем, чтобы они могли вы­разить и отстоять права и интересы работников (ст. 226 КЗоТ).

В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия нормативных правовых актов о труде или их применения без участия профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или применении условий труда необходимо определять в зависимости от того, нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.

Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не должно выполняться.

Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу, несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому решению законность. При отказе в сог­ласии (согласовании) оно должно быть отменено.

Вариант третий. Если решение, принятое без участия профсоюзов, нарушает права или ущемляет интересы работников (работника) при применении установленных условий труда, его следует признавать не­действительным, не порождающим правовых последствий.

В объеме полномочий профсоюзов как общественной организации и их органов по контролю за соблюдением трудового законодательства изменений не произошло. Они вправе осуществлять общественный контроль (ст. 244 КЗоТ). В компетенции технической и правовой инспекций труда, находящихся в ведении профсоюзов, произошли кардинальные изменения. С созданием специализированных государ­ственных органов по надзору и контролю за соблюдением законода­тельства о труде и охране труда к ним от профсоюзной инспекции

труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т.е. государственные по природе и сути полномочия возвращены орга­нам государства.

В разрешении трудовых споров профсоюзы выступают на стороне работников в качестве их законных представителей.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в каче­стве экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника.

При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе выступать в качестве стороны, вырабатывать требования и предъявить их работо­дателю (администрации), объявлять и проводить забастовку, на паритетных началах с работодателем (администрацией) участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе пос­редника, формировании трудового арбитража.

По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права подразделяются на права по защите:

а) членов профсоюза и

б) работников, вне зависимости от членства в профсоюзе.

В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника. Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда, когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не запрещает профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их просьбе или по собственной инициативе.

Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все членами профсоюза (например, при выработке условий кол­лективных договоров, соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в условиях труда в зависимости от членства в профсоюзе. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям (п.2 ст. 19 Конституции РФ).






































 

 

 

IV. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

 

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их обще­ственной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанно­стей.

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сос­редоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздейству­ют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полно­мочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутри профсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут быть премированы, награждены почет­ными грамотами. К недостаточно активным работникам платного ап­парата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и не освобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсою­за, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нару­шений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного са­моуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы ус­ловий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъекты общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных законо­дательством средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статут­ным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определен­ного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъ­ективным правам в конкретном (наличном) правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования прав профсою­зов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсо­юзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содер­жания;

направленные на обеспечение использования прав самими профсо­юзами и  на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.