Рефераты. Понятие права собственности

 Но, кроме права собственности, возможны вещные права ограниченного содержания или вещные права на чужую вещь. Вещь принадлежит на праве собственности одному, но другое лицо имеет на нее такое же непосредственное; следовательно, вещное право, лишь ограниченное по своему содержанию.

Как и во всех других областях, так и в областях вещного права римская история представляет комбинацию двух пластов: глубоко внизу залегает пласт институтов старого цивильно права; мало-помалу над ним образуется слой институтов преторского права. Но образование этого последнего слоя не уничтожает вовсе первого; долгое время мы наблюдаем совместное существование обеих пород, переплетающихся друг с другом иногда самым причудливым образом. И лишь позднейшее право /классическое и послеклассическое/ производит необходимую работу объединения и упрощения.

Институт частной собственности, обозначавшейся впоследствии термином dominium или proprietas,существует со всеми своими основными чертами уже в старом цивильном праве, и римские юристы рассматривают его, как институт исконный. Между тем в древнейшей истории встречаются некоторые разрозненные явления, которые - особенно в связи с данными истории других народов - заставляют думать, что и в Риме частная собственность установилась не сразу, что ее установлению предшествовал долгий период подготовки и выработки этого понятия.Но,разумеется, относительно этого доисторического периода римской собственности мы можем делать тольо более или менее вероятные предположения.

Чувство частной, индивидуальной принадлежности вещей  / зародыш позднейшего права собственности/ появляется впервые, без сомнения, по отношению к вещам движимым; недвижимость (земля) первоначально находится таком или ином коллективном обладании. Убитая тем или иным лицом дичь, выловленная рыба, созданное трудом оружие естественно как вещь, принадлежащая тому, кто ее добыл , создал. Сознание “эта вещь моя” возникает здесь просто и психологически неизбежно. Также естественно, что человек будет защищать свою вещь от покушений со стороны других и будет стараться вернуть ее собственной силой, если ею кто-либо уже завладел. Однако, это чувство принадлежности движимых вещей ,как показывает опыт истории, долгое время еще не имеет юридического характера права собственности в таком виде, как она известна праву более развитому. Если моею вещью владеет другое лицо,если я требую мою вещь от него, то в старом (например, древнегерманском) праве это мое требовадие юридически опирается не на то, что это вещь моя, а на то, что она была у меня украдена отнята и т. д. и что владелец или сам виновник этого преступления, или косвенно (тем, что владеет похищенной у меня вещью) является его участником. Не столько право истца на вещь, сколько деликт ответчика служит основанием иска.

По-видимому, так же было и в древнейшем римском праве:

право на движимые вещи защищалось при помощи деликтных исков ; присущий праву собственности, к движимым вещам или вовсе не применялся или же, если применялся, то не был иском о собственности, а также имел деликтный характер . Право на движимые вещи на этой стадии еще не имело свойства прочной юридической связи между лицом и вещью, связи,которая уже сама по себе могла бы служить основанием иска.

IV.Недвижимое имущество

 

Иначе складывались отношения к недвижимостям. Когда представление об общем праве на землю всего народа, а затем и отдельных “младших родов”  постепенно стерлось, принадлежность того или другого участка стала связываться с сидящей на нем семьей — familia  (семейная собственность). Участок принадлежит семье, как таковой, в лице ее главы и представителя — домовладыки. Но принадлежность эта проникнута особым характером: распределение земли между отдельными родами и семьями покоится в идее не на или ином акте частного лица, а на воле всего народа, являтся выражением некоторого общегосударственного, публичного порядка. Участок земли принадлежит данному домовладыке как члену общины, как гражданину,  как было уже указано, сам участок  был в то время не столько определенной частью территории, сколько количественной долей данной семьи в общем земельном владении . Право гражданина на такое “владение”, вытекающее из его положения как члена общины и всецело проникнутое публично-правовым характером.

При таких условиях понятно, что участок земли, отведенный данной семье, должен оставаться в ее владении, пока существующее распределение не будет изменено каким-либо новым публичным актом (например, переделом). Если же им завладеет кто-либо другой, то домовладыка может потребовать его возвращения независимо от того, каким образом — добросовестно или недобросовестно — нынешний владелец стал владельцем: дело будет идти не об устранении последствий частного деликта, а о восстановлении общинного порядка земельного распределения. Таким образом, здесь впервые возникает представление о некоторой епременной юридической связи лица с вещью — первый и наиболее существенный элемент права собственности. В связи с этим, вероятно, именноздесь зародилась заявление “hunc fundum ex jure Quritium meum esse ajo - утверждаю,что этот участок мой по праву квиритов” и, быть может даже, именно здесь впервые проявилось вмешательство государст венной власти в частные споры, выразившееся в запрещении физической борьбы (mittie ambo rem -  оставьте обе вещи).

Но право на недвижимости, имея один из существенных эле ментов собственности, долго еще не имело другого — свободы распоряжения. Участок земли, как сказано, усваивался не домовладыке, как таковому, а всей семье: он был ее неотъемлемой частью, вследствие этого было желательно,чтобы переход из рук в руки совершался формально и гласно. Таким образом, старое воззрения и  новые условия встретились и преобразовали прежнее деление на familia и pecunia в новое — на res mancipi и nес mancipi.       

За исключением этого, никаких других различий между вещами  по отношению к понятию права собственности в цивильном праве исторической эпохи не существует: собственность уже едина  как по своему содержанию, так и по способам своей защиты.

Но несмотря на свой уже бесспорно частный характер, квиритская собственность все же еще сохраняет некоторые следы своего прежнего публично-правового значения. Так, субъектом ее может быть только римский гражданин или те из иностранцев которым даровано jus commercii; перегрины не могут иметь квиритского права на вещь. Правда, с течением времени, как известно, и перегрины получили защиту, вследствие чего принадлежащие им вещи стали охранятся нормами jus gentiuni аналогично праву собственности; но право перегрина на вещь не есть квиритская собственность. Вследствие этого рядом с системой цивильных или квиритских вещных прав в Риме мало-помалу появилась особая система перегринских нрав—особая перегринская собственность и т.д.

С другой стороны, истинное jus Quiritium могло быть только на земли, входящие в состав римской территории в полном смысле слова, то есть с распространением гражданства на всю Италию, только на praedia in Italico solo. Земли провинциальные объектом частного квиритского права даже для римских граждан быть не могли: они рассматривались, как общее достояние всего римского народа, причем владение отдельных лиц теми или другими участками провинциальной земли характеризовалось не как dominium, a как possessio. В то время как эти провинциальные possessiones были обложены податью, квиритская собственность на praedia Italic в период республики была от всяких налогов свободна, вследствие чего свобода от податей в то время рассматривалась, как неотъемлемое качество самого права квиритекой собственности. Хотя таким образом владение провинциальными землями теоретически не было настоящей собственностью, но практически оно, конечно,провинциальными судами охранялось, как собственность, вследствие чего с появлением провинций возникла новая юридическая категория    собственность провинциальная, со своими особыми нормами и особыми средствами охраны.


V.Ограничения в праве собственности

 

Собственность, тяготея в принципе к своей полной и неограниченности, в действительности положительным предписанием закона может быть ограничена в том или другом отношении. как в интересах общего блага, так и в интересах мирного городского сожительства. Таким ограничениям подвержена и квиритская собственность уже в старом цивильном праве, причем эти ограничения установлены в интересах соседей. Городской характер древнеримского поселения и естественная при этом скученность жилищ делает это явление понятным.

Уже законам XII таблиц известен целый ряд подобных ограничений. Важнейшие из них состоят в следующем:

а) Собственник обязан оставлять по своей меже свободной (для прохода, проезда, поворота плуга) полосу земли в 2 /г фута — так наз. ambitus.

b) Собственник обязан терпеть ветви, перевешивающиеся с дерева соседа, если они находятся на высоте не менее 15 футов.

С)Собственник должен допускать соседа на свой участок через день (tertio quoque die) для собирания плодов, упавших с его дерева.

Собственник не должен изменять искусственными сооружениями естественного стока дождевой воды; против таких сооружений дается особый иск — octio aquae pluviae arcendae.

Все эти ограничения характерны для мелких хозяйств эпохи законов XII таблиц. В течением времени к ним присоединились другие — например, правило об immissiones: никто не обязад терпеть исходящего от соседнего участка дыма, запаха, шума и т. д., если все эти явления выходят за пределы обычного.

Уже древнейшая эпоха цивильного права в области вещных отношений не могла обходиться одной собственностью;она знает уже некоторые jura in re aliena ,причем количество этих последних постепенно растет.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении я хотел бы обратить особое внимание на тот факт, что право собственности у  древних римлян сложилась как одна из отраслей права задолго до нашего времени, но оно ничуть не уступает, а в некоторых аспектах даже превосходит существующее право. Собственник уже тогда обладал всеми теми правами по отношению к собственнности (движимой и недвижимой), которые сейчас закреплены в Гражданском кодексе РФ (раздел II, главы 13-20) и регулируются нормами права и другими федеральными законами и подзаконными актами.  Это говорит о том, что положения Римского права – это по сути прообраз гражданского кодекса многих стран мира. И тем бесценнее для нас становится то культурное наследие, которое оставили нам древние римляне.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



1.     Смирин В.М."Римская familia и представления римлян о собственности."  М.,1999 г.


2.     Штаерман Е.М."Римская собственность и демократия." М., 2001


3.     Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М.,1963.


4.     Дождев Д.В. Римское частное право. – М.,1996.


5.     Новицкий И.Б. Римское право. – М.,1996.


6.     Памятники римского права. – М.,1997.


7.     Савельев В.А. Римское частное право. – М.,1995.


8.     Хаусманигер Г. О современном значении римского права. //

Советское государство и право,1991. – № 5.





[1] Хаусманингер Г. О современном значении римского права. \\ Советское государство и право,1991. - № 5. - с. 98.

[2] Савельев В.А. Римское частное право. – М.,1995. – с. 4.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.