Рефераты. Понятие экологического права

ü предотвращение вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития. Лицо, осуществляющее или планирующее деятельность, которая оказывает или может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, обязано заранее принять и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиями законодательства для того, чтобы предотвратить возможный вред. Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение данного принципа;

ü охрана жизни и здоровья человека. По существу, это – принцип экологической безопасности человека. В соответствии с ним при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности должны быть приняты такие решения и осуществлены такие варианты деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни людей, предотвратить или снизить воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;

ü охрана окружающей среды – дело каждого. Основой этого принципа является ст. 58 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным ресурсам. Его содержание – не только обязанность каждого сохранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического воспитания и образования;

ü демократизация экологического права. Это проявляется в создании правовых условий для вовлечения граждан и общественных формирований в механизм охраны окружающей среды, в частности, в механизм подготовки и принятия экологически значимых решений, экологического контроля;

ü гуманность. В соответствии с этим принципом законодательство предусматривает меры по предупреждению нанесения вреда растительному и животному миру, всем формам жизни. Он вытекает из ст. 137 Гражданского Кодекса РФ, устанавливающей, что при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Данный принцип позволяет противостоять антропоцентристским тенденциям в охране окружающей среды;

ü обеспечение рационального использования природных ресурсов, в соответствии с которым, должно быть обеспечено неистощительное, экологически обоснованное природопользование в интересах настоящего и будущего поколений, сохранение долгосрочного потенциала национальных природных ресурсов;

ü устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие. Его содержание определяется обеспечением учета экологических требований в хозяйственной, управленческой и иной деятельности с учетом интересов настоящего и будущего поколений;

ü сохранение и защита экологического равновесия в природе как важнейшего компонента не только развития человечества, но и его выживания. Обеспечивается посредством экологического нормирования, предупреждения экологического вреда, восстановления нарушенного состояния природной среды;

ü свободный доступ к экологической информации. Полная достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровня антропогенного воздействия на нее является открытой для всех граждан России и не должна составлять государственную и иную тайну;

ü платность природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;

ü разрешительный порядок воздействия на окружающую среду в соответствии с которым любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться только на основе соответствующего разрешения, а в необходимых случаях – при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

ü экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Этот принцип обусловлен диалектической взаимосвязью предметов, явлений и процессов в природе. Реализуется посредством установления требований по охране природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, пользования иными природными богатствами. Включает обеспечение выработки и осуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаимозависимости явлений и процессов в экологической системе. Он может быть реализован в рамках развивающейся отрасли права окружающей среды. Инструментами его реализации являются экологическое нормирование. Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природопользования.

ü ответственность должностных лиц, предприятий, общественных организаций и граждан за нарушение (невыполнение) требований экологического законодательства;

ü гармонизация российского законодательства об окружающей среде с законодательством зарубежных государств. Одним из ее проявлений является участие РФ в международных договорах в области охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.


Система


            Под системой права окружающей среды понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм.

            Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Особенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, обслуживающие все или значительную группу институтов Особенной части.

            В силу этого система экологического права как отрасли права состоит из следующих элементов:

Общая часть

1.      право частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты.

2.      Право экологопользования.

3.      Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды.

4.      Организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы России.

5.      Эколого-правовая ответственность.

Особенная часть

Раздел I. Эколого-правовой режим природных объектов, составляющих национальную экологическую систему России.

1.      Эколого-правовой режим собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды.

2.      Эколого-правовой режим недропользования.

3.      Эколого-правовой режим водопользования.

4.      Эколого-правовой режим лесопользования.

5.      Эколого-правовой режим пользования животным миром.

Раздел II. Эколого-правовая защита отдельных компонентов экологической системы России.

6.      Эколого-правовая защита атмосферного воздуха.

7.      Заповедная эколого-правовая защита природных объектов.

Раздел III. Эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия.

8.      Эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства.

9.      Эколого-правовой режим использования и охраны объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства.

10. Эколого-правовой режим и охрана экологических систем, в которых находятся населенные пункты, рекреационные и лечебно-оздоровительные зоны.

11. Эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

12. Правовое регулирование захоронения и переработки радиоактивных и других отходов производства и потребления.

Специальная часть

1.      Международное экологическое право:

·        принципы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды;

·        государство как субъекты международного экологического права;

·        нормативные акты в области международного права.

2.      Экология и космос:

·        научно-техническая и хозяйственная деятельность человека и влияния его на экологию Земли;

·        загрязнение околоземноного пространства обломками космических аппаратов и пути решения проблемы «космического мусора»;

·        воздействие ракетно-космической техники на окружающую среду Земли.

 

Источники экологического права РФ.

            Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия природы и общества.

            Поскольку экологические отношения регулируются нормами не только экологического права, но и других отраслей права, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права, в особенности природоресурсовых – земельном, водном, лесном и др.

            Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация.

            Она может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе – на законы и подзаконные акты.

 Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

Все иные нормативные правовые акты, являющиеся подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования – на общие и специальные.

            Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ).

            Специальные – акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охране окружающей природной среды», «Водный кодекс РФ» и др.)

По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.