Рефераты. Политические и социально-экономические права человека

Политические и социально-экономические права человека

Содержание курсовой работы

Преамбула……………………………………………………………стр

Введение……………………………………………………….……..стр

Глава 1. Политические права и свободы………………………..стр 6


Глава 2. Социально-экономические права человека…………..стр


Глава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод…….стр

3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации.

3.2. Международная защита прав и свобод.

Заключение……………………………………………………………стр

Библиография……………………………………...…………………стр

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вступительная часть конституции, как и многих других правовых нормативных актов, предшествующая их разделам, главам и статьям, обычно называется преамбулой.

Преамбула Конституции РФ содержит три частично совпадающие группы элементов.

Во-первых, это указание на народ, своей коллективной волей принимающий эту Конституцию («Мы... народ Российской Федерации»), и на те его характерные свойства, которые находят свое выражение в принимаемой им
Конституции (он многонационален, соединен общей судьбой на своей земле, проникнут чувством ответственности за свою Родину и нынешним и будущими поколениями и сознает себя частью мирового сообщества).

Во-вторых, здесь названы несколько исторических предпосылок и условий этого народного решения. Это исторически сложившееся государственное единство, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов: почитание памяти предков, передавших нам любовь уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В-третьих, преамбула определяет цели, для осуществления которых принимается новый Основной Закон страны. Конечно, эти цели содержатся в ряде уже названных характеристик народа и исторических условий принятия новой Конституции, которые эта Конституция должна сохранить и развить, способствуя их все более полной реализации. Но в преамбуле, кроме того, сформулирован ряд целей, к осуществлению которых стремится народ - законодатель. Он принимает Конституцию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России.
Введение

В настоящее время в России формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать её историю.

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических и политических взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Экономические, социальные и политические права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ даёт новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы.

В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.

По своему юридическому содержанию социально - экономические права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение человека в жизнь страны, управление её делами. Эти права и свободы создают условия для укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством.
От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры широких слоев населения. Вместе с тем политические права и свободы человека развиваются не в отрыве, а на фоне иных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Конституционное закрепление политических прав и свобод в России имеет ещё и то значение, что, хотя в прошлом они широко декларировались и даже служили украшением советской власти, их реализация была затруднена.
Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в определении состава Советов искажали смысл избирательных прав.
Многопартийность на практике не допускалась. В таких условиях политические права и свободы были иллюзорными и на практике способствовали не сближению, а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие к демократическим институтам.

Права и свободы не принесут своего результата, при господстве своеволия, эгоизма, несоблюдения закона.

Глава 1. Политические права и свободы.

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие
"демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется её гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции
РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1. Личные права;

2. Политические права;

3. Социально-экономические права;

4. Права по защите других прав;

Политические права и свободы — важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства, средства контроля над властью, оценочного критерия демократического режима, политические права и свободы являются атрибутом цивилизованного общества. В юридической литературе встречается их деление на: 1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии
(избирательные права, право петиций); 2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).

В отличие от личных политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.

Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

Анализ политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 ч. 1 Конституции РФ), которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Данное право неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя (ст. 3 Конституции РФ). Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого важнейшего политического права является целый ряд других прав, изложенных в рассматриваемой статье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.