Рефераты. Планирование семьи и репродуктивное здоровье

Задачи полового воспитания:

n     формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному;

n     повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период;

n     обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений;

n     формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

n     формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.

3.2. Концепция полового воспитания подростков,
 Работа с подростками и молодежью в области полового образования на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих ненужных проблем и явится залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем.

Разрабатывая концепцию полового воспитания подростков, необходимо учитывать несколько основополагающих моментов: половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности, оно включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты, поэтому ошибочно ассоциировать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего в его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте повышения общей культуры, а также как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья подрастающего поколения. В связи с этим сексуальное образование направлено не только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной стороне человеческой жизни.

Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация со здоровьем и благополучием подростков и молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов.

Принимая во внимание сложившуюся в стране ситуацию с репродуктивным здоровьем и образом жизни подростков, Российская академия планирования семьи (РАПС) разработала программу полового воспитания и образования для подростков и молодежи.
Целями программы являются:

ü     помощь молодым людям в понимании изменений, происходящих в их организме в подростковый период;

ü     обучение основным навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений;

ü     формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

ü     обеспечение подростков грамотной и систематизированной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в подростковый период, и пройти с наименьшими личными потерями столь непростой период взросления;

ü     помощь в осознании подростками своих обязанностей и ответственности по отношению к себе и окружающим.

В программу также включены разделы, посвященные взаимосвязи семьи и общества, а также юридические и законодательные вопросы в этой области.

Мы осознаем, что внедрение программ полового воспитания является очень ответственным и, несомненно, вызовет множество дискуссий. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран в этой области. Даже в странах, где половое образование существует многие годы, не удалось достичь полного единодушия по этому вопросу, несмотря на то, что в целом в обществе сформировалось позитивное и разумное отношение к половому воспитанию и признается его необходимость в интересах подростков и их здоровья. Вместе с тем признано, и мы полностью согласны с этим, что такие программы должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственному родительству.

Хотелось бы также отметить, что, вопреки широко распространенному мнению, внедрение программ полового воспитания не стимулирует сексуальную активность подростков и молодежи. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких программах, проведенный Всемирной организацией здравоохранения в 1993 году, который показал, что сексуальное воспитание и просвещение подростков не только не ведет к более раннему началу половой жизни, а, наоборот, приводит к более позднему обретению сексуального опыта, пониманию необходимости ответственного сексуального поведения, формированию положительного отношения к здоровому образу жизни и семейным ценностям.

Можно с уверенностью предположить, что внедрение таких программ в условиях России, где нет собственного опыта в этой области, должно происходить поэтапно, и считаем, что начинать эту работу следует со старшеклассников (подростков 14-18 лет), поскольку ситуация именно с этой возрастной группой сегодня является наиболее тревожной в плане здоровья и нравственности. Однако это не исключает того, что некоторые вопросы (гигиена, здоровый образ жизни, анатомические, психофизиологические изменения в подростковом периоде) следует начать освещать уже 12-14-летним подросткам.

Одним из важнейших условий успешной реализации программ полового воспитания считается тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками.

В процессе внедрения таких программ возможны различные уточнения и корректировки как по форме, так и по содержанию. Кроме того, по-видимому, специалистам, которые будут заниматься вопросами полового воспитания, следует самостоятельно определять последовательность изучения разделов и тем, продолжительность занятий, объем предлагаемой информации, форму изложения материала, а также количественный и половой состав групп учащихся (мальчики и девочки раздельно или вместе) с учетом их возраста, уровня знаний, культурных, национальных, религиозных и других особенностей.

Следует учитывать реалии нашего времени и ту важнейшую роль, которую продолжает играть школа в образовании, воспитании, социальном и нравственном развитии ребенка, формировании его личности. Следовательно, именно ей должна принадлежать ведущая роль в проведении полового воспитания.

Так же важно отметить  участие родителей в половом воспитании своих детей, хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы. Целесообразно обратить внимание специалистов, которые будут заниматься этой работой, на обязательность информирования родителей о проведении занятий с их детьми. Взгляды и пожелания родителей наряду с отношением общества к вопросам полового воспитания, региональными, культурными, национальными и другими особенностями, а также мнения и пожелания самих подростков должны быть непременно учтены при разработке и внедрении программ.

Вместе с тем, очевидно что принимать участие в этой работе должны не только школа и семья, но и такие организации, как молодежные центры, медико-педагогические центры и др. Важно, чтобы школы работали в тесном контакте с учреждениями, в которых молодые люди могли бы получить индивидуальное анонимное консультирование по возникающим у них проблемам, что невозможно сделать в школе.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть,  что в программу должны войти не только основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программы полового образования и воспитания не должны быть изолированными, их следует интегрировать в программы здорового образа жизни и подготовки к созданию здоровой семьи.



4.  Российская академии планирования семьи.

Уже долгое время в России существует организация, которая занимается планированием семьи и изучением репродуктивного здоровья населения. Эта организация – Российская академия планирования семьи. С момента своего создания РАПС сотрудничает со многими государственными структурами по реализации государственной политики и программ в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Это сотрудничество включает:

· Участие в разработке законодательства в области обеспечения репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья.
· Участие в выполнении Федеральной программы "Планирование семьи" (подготовка и издание литературы для специалистов и населения).
· Разработка аналитических, методических материалов и предложений в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи для государственных структур.
· Участие в работе комиссий, комитетов, круглых столов, созданных государственными структурами.

Генеральный директор РАПС И. И. Гребешева является членом:

· Межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
· Координационного совета Федеральной целевой программы "Безопасное материнство" · Круглого стола женских общественных объединений и некоммерческих организаций при Министерстве труда и социального развития РФ.
· Экспертно-консультативного совета Министерства образования РФ по социальной работе.
· Общественного совета Центра медико-социальных проблем детей подросткового возраста.




5. Условия жизни как главное препятствие повышения уровня рождаемости

В последнее время в российских средствах массовой информации усилилась кампания против развития в стране служб планирования семьи. Главный их вред, по мнению оппонентов, состоит в том, что распространение данных программ способствует уменьшению и без того низкого уровня рождаемости в стране и соответственно ведет к дальнейшему сокращению населения. Противники планирования семьи исходят из того, что якобы основная цель этого планирования - ограничение рождаемости. Поэтому, дескать, подобные программы если и существуют в мире, то в основном в развивающихся странах, где сложился очень высокий уровень рождаемости. Нам же, в России, такой контроль не нужен, у нас другие демографические тенденции и проблемы. Однако, как представляется, подобные высказывания не выдерживают даже самой элементарной критики. В этих рассуждениях смешиваются два разных вопроса: во-первых, почему же все-таки в России уменьшается численность населения и, во-вторых, что такое планирование семьи, которое почему-то развивается и в странах с низким уровнем рождаемости, например в Западной Европе?

Каковы же причины снижения численности населения России? Не следует забывать, что снижение уровня рождаемости в России - в 1998 году он составил 8,8 родившихся на 1000 населения, - не обеспечивая простого воспроизводства населения, является одним из важнейших, но не единственным фактором, влияющим на уменьшение численности населения. Другой не менее важный фактор это высокий уровень смертности, в том числе среди трудоспособного населения. Рождаемость снижается потому, что люди не хотят или не могут иметь детей. В современной России существуют три главных фактора, которые влияют на решение населения иметь детей:

- политическая нестабильность;

- экономический кризис, ведущий к снижению уровня жизни;

- изменение положения женщин в обществе и их социальных установок (общая тенденция 90-х годов - снижение числа людей, вступающих в брак, при этом около 60 процентов пар распадаются).

Вывод: если наше государство действительно хочет повысить рождаемость в стране, оно должно направлять свои усилия не на борьбу с программами планирования семьи, а на помощь людям в создании нормальных и стабильных условий жизни как первопричину. Только это может заставить российских граждан принципиально изменить свою позицию по отношению к тому иметь или не иметь детей. С одной стороны, российским оппонентам программ планирования семьи следует помнить, что в демократических странах, в компанию которых стремится попасть Россия, принято уважать и гарантировать репродуктивные права населения. Граждане имеют право решать вопрос о том, иметь или не иметь детей, сколько и с каким интервалом, а также имеют право получать доступ к информации, образованию и средствам, которые дают возможность реализовать это право. С другой стороны, в России недооценивается роль планирования семьи и укрепление здоровья женщин. Общеизвестно, что в нашей стране очень высок уровень абортов - 57,3 на 1000 женщин детородного возраста в 1998 году. Доля умерших после абортов в структуре материнской смертности значительна и имеет тенденцию к увеличению, достигнув 32% в 1998 году. В странах Европейского союза, например, аборты в основном тоже разрешены, кроме Ирландии. Однако уровень абортов варьируется между 18,3 на 1000 женщин в Швеции и 5,4 - в Испании.

В России высокий уровень материнской смертности - 44 женщины на 100 тыс. родившихся, что в 5-10 раз выше, чем в других развитых странах. Высока и младенческая смертность, причем следует отметить, что основные ее причины связаны со здоровьем матери. Это - заболевания, возникающие во время беременности, и врожденные аномалии. Таким образом, традиционные функции планирования семьи - распространение знаний о современных средствах контрацепции и подготовки к осознанному принятию решения о рождении детей - могут внести существенный вклад в сокращение уровня абортов и соответственно сохранение и укрепление здоровья женщин. В данном контексте службы планирования семьи становятся неотъемлемой частью системы обеспечения безопасного материнства.                                                                                   

Для наглядности вышесказанного в приложении приведены результаты социологических и статистических исследований РАПС.


6.  Концепция планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав

Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР), состоявшаяся в Каире в 1994 году, приняла Программу действий, в которой даны концепции репродуктивного здоровья, планирования семьи и репродуктивных прав. Эта Программа действий была принята правительственными делегациями 180 стран – участниц конференции, в том числе правительственной делегацией Российской Федерации.

В соответствии с Программой МКНР, репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов репродуктивной системы, ее функций и процессов, а охрана репродуктивного здоровья – это сочетание методов и услуг, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, позволяющих людям свободно и ответственно принимать решение когда и сколько иметь детей.

Для России, имеющей низкие показатели рождаемости и высокую распространенность бесплодия, охрана репродуктивного здоровья населения, в первую очередь молодежи - это также сохранение репродуктивного и демографического потенциала страны.

Политика и программы по охране репродуктивного здоровья должны включать:


ü     Консультирование, просвещение и услуги по планированию семьи и ответственному родительству.

ü     Просвещение и услуги по медицинскому обслуживанию беременных и женщин в послеродовом периоде.

ü     Обеспечение грудного вскармливания и ухода за новорожденным.

ü     Профилактику и лечение бесплодия.

ü     Профилактику абортов, услуги по легальному, безопасному аборту и лечению последствий абортов.

ü     Профилактику и лечение инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИДа, гинекологических и онкологических заболеваний репродуктивной системы.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.