Рефераты. Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

"Исключительными" являются те случаи, когда федеральное законодательство в точном соответствии с общепринятым смыслом этого понятия распространяется не только на работников бюджетной сферы, но и на всех работников, занятых в районах Севера.

Так, гарантии в области оплаты труда, продолжительности отпусков, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан, работающих на Севере, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом РФ и распространяются на всех работников и работодателей северных регионов.

Таким образом, Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ передал ряд федеральных правомочий в области правового регулирования  труда работников, занятых в районах Севера, коренным образом перераспределил компетенцию различных нормотворческих органов по установления северных гарантий и компенсаций, существенно расширив полномочия субъектов РФ, муниципальных образований и работодателей. Исходя их своих финансовых возможностей субъекты РФ и работодатели северных регионов в последние годы получили право устанавливать некоторые дополнительные гарантии и компенсации.

 Следовательно, новейшее федеральное законодательство о гарантиях и компенсациях, предусмотренных для лиц, работающих в северных регионах содержит два вида норм, различающихся по кругу лиц, на которые оно распространяются:

- во-первых, нормы, распространяющиеся только на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, согласно ч. 1 ст. 323, ст. 325, ст. 326 Трудового кодекса РФ;

- во-вторых, нормы, распространяющиеся на всех работников северных регионов, согласно ст. 314-324 Трудового кодекса РФ.

Но можно выделить и третью группу норм федерального законодательства, которую составляют нормы о передаче части федеральных правомочий на другие уровни принятия правовых решений – субъектам РФ, органам местного самоуправления и самим работодателям.

Этим органам, в частности, определенные правомочия по регулированию на соответствующих территориях субъектов РФ и муниципальных образований районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, компенсаций расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, гарантий и компенсаций по переезду на новое место жительства в другие регионы РФ. 

Исходя из статистических данных, например, в Магаданской области распределение юридических лиц, их обособленных подразделений, включенных в Единый государственный реестр по формам собственности составляет:

-финансируемых из федерального бюджета - 338 субъекта;

- финансируемых из бюджета субъекта федерации - 136 субъектов;

- финансируемых из муниципального бюджета - 669 субъектов;

- субъектов, не относящихся к бюджетной сфере – 7875 субъектов.

Проведенный анализ показывает, что в Магаданской области организации  частной, муниципальной и собственности субъекта федерации составляют наибольшее число субъектов равное 8680. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все они исключены из государственного регулирования по предоставлению государственных гарантий и компенсаций северянам.

Из вышеприведенного распределения трудовых ресурсов в Магаданской области видно, что большая часть работников остается за сферой государственного регулирования.

2.2.  Основные гарантии и компенсации лицам,  в связи с работой в

районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Прежде чем приступить к рассмотрению гарантий и компенсаций, предусмотренным для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним необходимо  раскрыть  понятие гарантий и компенсаций в сфере труда, выделить обстоятельства, характеризующие гарантии и компенсации как правовые понятия.

1. В ч.1 ст. 164 Трудового кодекса РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.

Права работников могут носить как имущественный, так и неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут  быть также имущественного и неимущественного характера.

Отличительной чертой неимущественных гарантий является их непосредственная связь с местом работы, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных законодательством случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи с чем,  главной неимущественной гарантией является предоставление работнику прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, например, при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком.

Имущественные гарантии непосредственно связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за свой труд. В

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда.

Во-первых, установление  гарантий в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных нормативных актах организации, трудовом договоре.

Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав.

В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда.

2. В ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законодательством обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.

Во-первых, компенсации имеют возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Тогда как гарантии, которые предоставляются работникам, не имеют возмездного характера. Гарантии призваны обеспечить работников реализацию трудовых прав работников, а компенсации имеют своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также при использовании отдельных прав.

Во-вторых, применение понятия "компенсация" предполагает доказывания наличия непосредственной связи понесенных или предполагаемых затрат работника с исполнением трудовых или иных, предусмотренных законом обязанностей.

Не оспаривая правомерность данных понятий,  в отношении  северных территорий  можно применить следующую формулировку термина "компенсация": это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам повышенных материальных и физиологических затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и проживанием в суровых природно-климатических условиях Севера.

Работа в тяжелых климатических условиях, которые характерны для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на протяжении десятков лет компенсировалась предоставлением гарантий и компенсационных выплат работнику.

Основные государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".[5]

Особо следует отметить, что действие соответствующих льгот, гарантий и компенсаций распространяется только на территории, предусмотренные Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 г. № 1029.

С  2005 г. перечень  районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

За прошедший с 30-х годов прошлого столетия период в список территорий  Крайнего Севера и приравненных к ним местностей внесены значительные изменения. В настоящее  время на практике применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029. Этот перечень был существенно расширен в 90-е годы.  

 Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в настоящее время Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, в частности, Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в том числе Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В главе 50 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации только для работающих, а для других жителей северных районов и местностей, приравненных к ним – пенсионеров, студентов, членов семей работающих, они регулируются иным законодательством: Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральными законами " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15.01.2001г. № 166-ФЗ, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ,, а также иными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. были внесены изменения в ст. 4 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральными законами ", в которой уточнены источники финансирования выплаты гарантий и компенсаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.